Творческий проект собрал украинских и немецких музыкантов в работе над концертной программой из произведений Иоганна Себастьяна Баха. Это две двойные, один тройной и один четверной концерты для клавесина с оркестром.
Задействованы преподаватели и студенты Национальной музыкальной академии Украины им. П.И.Чайковского, а также профессора Штутгартской высшей музыкальной школы (Staatliche Hochschule für Musik und Darstellende Kunst Stuttgart). Специфические условия карантина побудили к эксперименту — сочетание оффлайн и онлайн-коучинга. Результатом этой совместной работы станет концерт 7 ноября. Он пройдет в Большом зале Национальной музыкальной академии без зрителей и будет транслироваться онлайн.
Украинско-немецкий проект проходит при поддержке партнерской программы «Культура для перемен» Украинского культурного фонда и программы «MEET UP! Немецко-украинские встречи молодежи» Фонда «Память, ответственность и будущее» (EVZ).
Для музыкантов во всем мире произведения Иоганна Себастьяна Баха являются универсальной учебной базой, ступеньками к профессионализму и одновременно мерилом мастерства. Для немцев музыка Баха является еще и родным музыкальным языком. Сейчас же в условиях ограничений непосредственной коммуникации, роста недоверия между людьми и сообществами, именно музыка и обмен опытом в ее познании могут стать фактором объединения. Для молодых украинских музыкантов участие в проектах — это также возможность непрерывного и качественного обучения, продвижения в профессии, овладения особенностями стилистики музыки эпохи барокко и музыки Баха.
Баховский проект задумывался прежде всего как возможность коммуникации разных звеньев и различных поколений музыкантов. С немецкой стороны это признанные специалисты по барочному исполнительству, концертирующие музыканты и преподаватели Йорг Халубек (клавесин, орган), Кристин Буш (барочная скрипка) и Андерсон Фйорелли (барочная виолончель). С украинской стороны — известные украинские музыканты Кирилл Шарапов, Виктор Рекало и Татьяна Андриевская, представляющие Open Opera Ukrainе, имеют огромный опыт исполнения барочной музыки, и студенческое звено, камерный оркестр НМАУ, который возглавляет профессор Игорь Андриевский. Также это четыре клавесинистки: Ольга Шадрина-Лычак и Елена Жукова, которые являются преподавателями консерватории, и молодое поколение — аспирантки Паола Прокопенко и Анна Кильчицкая. Все они представляют школу украинской клавесинистки Светланы Шабалтиной и в этом плане находятся в русле единой традиции.
Трое корепетиторов оркестра сначала ознакомились с нотным материалом и на первой онлайн-встрече с Йорг Халубеком согласовали общее видение. Следующий этап — занятия с оркестром, отдельно — репетиции клавесинисток. Были сделаны записи, которые прислали в Штутгарт, а затем проходили коуч-сессии онлайн с немецкими коллегами.
— Мне нравится атмосфера, которая царит на репетициях, — говорит Анна Гадецкая, программный директор Open Opera Ukraine. — Всегда присутствующий руководитель оркестра Игорь Андриевский очень благосклонно относится к тому, чтобы наши музыканты сотрудничали с его студентами. Прав Йорг Халубек, когда говорит, что в музыке барокко не срабатывает воля одного человека. Надо научиться так взаимодействовать, чтобы слышать друг друга. И как раз Кирилл, Татьяна и Виктор направляют на это внимание. Виктор Рекало на одной из первых репетиций отметил, что сложность барокко не в виртуозной технике, а в постоянном слуховом контроле. Мелодические обороты часто бывают одинаковы, но их постоянно следует держать «в тонусе», чтобы не терять упругий пульс, который является основой барочной музыки.
Еще мы убедились, что некоторые формы онлайн-работы могут быть использованы и в дальнейшем. Поскольку в какой-то момент, если речь идет о международном проекте, его подготовка может быть переведена в онлайн-форму, соответственно позволяет сокращать бюджет, не теряя при этом качества».
— «Open Opera Ukraine в рамках этого проекта создает среду, которая способствует полноценному погружению в мир старинной музыки, — отмечает Елена ЖУКОВА, клавесинистка, доцент НМАУ. — Проект привлекает преподавателей и студентов, украинских и зарубежных специалистов, организует ансамблевые и оркестровые репетиции. Все это делается очень профессионально, но без «академизма» в плохом смысле этого слова. Даже вызовы этого очень непростого года не остановили творческий процесс.
— Замечательно, что мы имеем возможность общаться с музыкантами, которые могут поделиться своим опытом, считает Анна КИЛЬЧИЦКАЯ, клавесинистка НМАУ. — А благодаря современным технологиям коммуникация с зарубежными коллегами не является сложной задачей. Очень интересно было сравнить рукописные списки партий клавесина, о которых нам рассказал Йорг Халубек. Это не баховские автографы, а ноты, переписанные в его время — возможно, кем-то из учеников Баха. В разных вариантах по-разному выписанные украшения. Не обязательно мы применим их все, но это очень важно знать, поскольку наводит на новые идеи относительно их исполнения. Для меня также настоящим вдохновением является возможность играть в ансамбле на одной сцене с Еленой Жуковой и Ольгой Шадриной-Лычак — музыкантами, которых я всегда боготворила, на концерты которых ходила как к мастерам и восхищалась их игрой.
— Здесь подход не только к Баху или к барочной музыке особый, но и иное мировоззрение. Начинаешь по-другому, возможно, более гибко, смотреть и на современную музыку, и на музыку, которую хорошо знаешь, — говорит Паола ПРОКОПЕНКО. — Каждый раз, на каждой репетиции — задавать себе вопрос, но с тем, что ответ каждый раз может меняться. Постоянно искать, развиваться, обогащаться новыми знаниями. НЕ цеплять ярлыки и не принимать решений, которые станут прочными. Не заливать весь процесс творчества бетоном, ведь все должно «дышать»!
Именно в этом проекте больше речь идет о доверии и общении. Мы со своими педагогами вместе занимаемся, проводим репетиции не как студент и преподаватель, а как равноправные партнеры — это уже определенный уровень доверия друг к другу. Далее круг увеличивается, подключается оркестр. Там тоже есть лидеры групп, но коммуникация строится как обмен опытом. Нет отдельно солистов и оркестра. Вместе мы ищем штрихи, динамику, нюансы фразировки, построение формы, о чем играть первую часть, о чем — вторую, о чем целый концерт. Мы все учимся — и педагоги, и студенты.