Танец позволяет не только пластически иллюстрировать произведения классиков, но и выражать свое отношение к действительности, общаясь со зрителем языком движения. Этот тезис в сознании зрителя в очередной раз «зафиксировал» столичный хореограф Раду Поклитару со своим молодым коллективом «Киев Модерн-балет».
Балетмейстер обратился к фактически культовому литературному материалу — рассказу А.Чехова «Палата № 6», создав одноименную пластическую драму. Однако балет Раду Поклитару скорее является не инсценизацией произведения, а своего рода образом-ассоциацией, как любят говорить режиссеры (словно оправдываясь перед автором и зрителем), «по мотивам...» Хотя Поклитару не оправдывается, он просто переводит известный сюжет в свою плоскость — ту, в которой чувствует себя свободно и непринужденно, а потому честен перед поклонниками театра «Киев Модерн-Балет», которых сегодня уже довольно много.
Как всегда, для постановки выбрано нестандартное музыкальное решение — и такой выбор можно объяснить только вкусами и симпатиями режиссера-постановщика. Вместе с тем пластически-визуальный ряд диктует, предусматривает, ставит свои требования... Итак, музыкальной составляющей балета «Палата № 6» стали произведения эстонского композитора Арво Пярта.
Норма и отклонение, врач и пациент —тонкая грань разделяет людей, загоняя их в определенные духовные, психологические и физические рамки. В конце концов, в больших психушках находятся не только больные, но и врачи, для которых внутренний мир сумасшедшего привлекателен не только профессионально, но и эмоционально. Они уже на скользком пути — их «общение» проходит на белой скользкой поверхности (сценография — Андрей Злобин). Для врача такой пациент может оказаться не только предметом работы или объектом исследования, но и лучшим собеседником, диалог с которым овеян тайной опасности. Ведь врач и пациент всегда могут поменяться местами, и каждый из них окажется одиноким в своем мире. В несколько психо-стенографических апартаментах со столом, который мгновенно трансформируется в кровать, и продолжаются пластические диалоги, в которых участвует лишь пять актеров (необычно для постановок Раду Поклитару, ведь в его спектаклях, как правило, задействован почти весь актерский состав театра). В экстравагантных, несколько даже чудаковатых костюмах (Анна Ипатиева), они будто выбраны не только режиссером-постановщиком, но и Судьбой, объединены способностью постичь тайное. Их хореографические этюды — то пластически слаженные, то рваные, словно куски чувств, — напоминают какое-то алхимическое действо, во время которого его участники находят свою философию, свой мир и, не останавливаясь, продолжают поиски. Кроме того, ограниченное количество действующих лиц словно предусматривает некое единство, синхронность в действиях, движениях, пластических трюках.
Не существует балет Раду Поклитару и без обычных, уже ожидаемых клише. Речь идет о фирменном смехе и крике. Звуковой ряд возникает тогда, когда уже, кажется, не хватает сил молчать, и если не словам, то, по крайней мере, звукам время вырваться на волю. А что уж говорить о постановке, по сюжету которой действие происходит в сумасшедшем доме?.. И о режиссере, который довольно неоднозначно, со своими режиссерскими аллегориями, воспринимает известные в мировой культуре сюжеты... А еще Поклитару по-европейски умеет превращать показы спектаклей в небольшое шоу, совмещая их с промоакциями, презентациями и другими мероприятиями. Так, перед спектаклем «Палата № 6» презентовали книгу Юрия Станишевского «История балета Украины», на страницы которой вписаны не только имена мэтров пластических искусств, но и наших современников...