Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Балетная мозаика: ученики — педагогу

В Национальной опере Украины состоялся концерт в честь Людмилы Сморгачевой
2 февраля, 2011 - 19:59
ТАНЦОВЩИЦА БЫЛА СЛОВНО СОЗДАНА ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТНОГО НАСЛЕДИЯ С ЕГО РОМАНТИЧЕСКИМИ СЮЖЕТАМИ / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

Выдающаяся балерина, бывшая солистка Киевского балета, а ныне прекрасный педагог-репетитор отметила юбилей. Подарком для именинницы стал концерт, где выступали ее ученики. В первом отделении программы была показана жемчужина мировой, так называемой бессюжетной хореографии — одноактный балет Эдуарда Лало «Сюита в белом» (хореография и сценография Сержа Лифаря). Этот настоящий гимн искусству балета возвышенно исполнили солисты Национальной оперы, которым повезло совершенствовать свое мастерство под талантливым руководством Людмилы Ивановны: Анна Дорош, Екатерина Алаева, Екатерина Козаченко, Татьяна Лёзовая, Ольга Кифьяк, Мария Лавроненко, Олеся Макаренко, Ольга Голица, Ян Ваня, Андрей Гура, Денис Недак, Вадим Буртан, Сергей Тихий, Евгений Клименко, Михаил Дробот, Виктор Щербаков, а также гости, хоть и до боли свои, — Анастасия и Денис Матвиенко, ныне солисты Мариинского театра.

Второе отделение концерта представляло собой мозаичное полотно из лучших образцов классической и современной хореографии. Классическое па-де-де Обера исполнила прекрасная пара — утонченные Екатерина Козаченко и Ян Ваня. Хореографическому гению Джоржа Баланчина были посвящены па-де-де из балета «Сильвия» Адана, миниатюра «Мужчина, которого я люблю» в исполнении Екатерины Алаевой и Дениса Недака, а Денис и Анастасия Матвиенко рассказали на языке танца о большой любви (адажио из балета «Ромео и Джульетта»). Еще один гость, солист Театра балета Бориса Эйфмана Юрий Ананян вместе с Екатериной Козаченко, которая тоже работала в этом выдающемся коллективе, исполнили фрагмент из балета «Красная Жизель» на музыку Чайковского.

Дирижировал концертом Алексей Баклан, который вместе с оркестром и танцовщиками создал действительно праздничную, беспафосную атмосферу, возникающую, когда собираются вместе те, кто влюблен в свое дело — нести радость творчества благодарным зрителям, то дело, которому посвятила свою жизнь Людмила Сморгачева.

Сморгачева обладала удивительной энергетикой творчества, наполнявшей каждую ее партию, где сочетались безукоризненный исполнительский академизм и неповторимая индивидуальность, умение сказать что-то свое как в раскрытии характера героини, так и в наполнении образа неподдельным психологизмом, воплощенным танцем.

На протяжении первых четырех сезонов работы в Киевском театре Людмила Сморгачева из трепетной выпускницы хореографического училища сформировалась в яркую исполнительницу ведущих партий, очаровывавшую публику глубиной трактовки Одетты-Одилии, Жизели, Мавки, Фригии... Практически каждый год балерина обогащала свой сценический багаж четырьмя-пятью новыми работами, каждую из которых исполняла с предельным совершенством, а, следовательно, добавляла все новые и новые штрихи к своему творческому портрету, обогащала исполнительскую стилистику.

Неизгладимое впечатление на публику произвело исполнение Сморгачевой главной партии в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Чего было в Джульетте больше — детской непосредственности или непомерности первого чувства любви, искренности или даже холодного аристократизма? Чувства и эмоции словно взрывались в ее душе, переливались со сцены в зал, заставляли трепетать сердца зрителей. Не многим исполнительницам этой партии удавалась такая интерпретация, где соединилось все: шекспировские страсти, полифонический рисунок хореографии Анатолия Шекеры и эмоциональная исполнительская трактовка Людмилы Сморгачевой. Украинская и зарубежная критика тогда писала о киевской балерине как об одной из лучших исполнительниц этой партии. Стоит добавить, что она станцевала практически все главные партии в блестящих и этапных для труппы и всего балетного искусства Украины постановках А. Шекеры (1938—2000 гг.).

Она была словно создана для классического балетного наследия с его романтическими сюжетами, изысканными арабесками, дуэтами, адажио, выразительными па-де-буре, созвучными биению сердца... Вот почему такое большое место в репертуаре Людмилы Сморгачевой заняли балеты Чайковского, Минкуса, Адана, Левенсхольда. Она во всей полноте передавала их лиризм и поэтическую наполненность, очаровывая зрителей легкостью туров, полетностью, красивой и выразительной кантиленностью движений, открытостью чувств... Но в своем творчестве она так же тяготела и к балетным произведениям ХХ века, которые, основываясь на танцевальной классике, раскрывают совсем другие темы, иногда очень драматичные, как, скажем, «Спартак» А. Хачатуряна, в котором Людмила Сморгачева станцевала партию Фригии, раскрыв трагическую глубину чувств любимой Спартака.

Не менее выразительной в драматургическом раскрытии образа была она и в «Кармен-сюите» Бизе — Щедрина. Наряду с партиями в больших классических спектаклях активно обращается к хореографическим миниатюрам, которые составят программы ее нескольких творческих вечеров. В первую очередь, стоит вспомнить бежаровскую композицию «Бахти» на индийскую народную музыку, хореографическую картинку «Странствующие актеры» на музыку Оффенбаха и балетную балладу «Прерванная песня» на музыку Кальныша в хореографии Эйфмана. Созданная ею партия Редисочки в замечательном детском балете «Чиполлино» Хачатуряна принесла балерине не только любовь юных зрителей, но и высокую награду — Государственную премию СССР (в 1976 г.).

В 1973 году балерина завоевала престижное второе место на ІІ Международном конкурсе артистов балета в Москве, а в 1978 году ее имя снова запестрело на страницах всех балетных изданий мира: она получила золотую медаль на Международном конкурсе балета в Токио. В том же году она была удостоена звания народной артистки Украины.

Людмила Сморгачева дарила радость общения с прекрасным искусством хореографии не только своим киевским поклонникам. С грандиозным успехом выступала на самых престижных балетных сценах мира, представляла украинскую балетную школу и исполнительство во время гастролей труппы во Франции, Италии, Норвегии, Швеции, Дании, Японии, Исландии, Новой Зеландии, Кувейте, Иордании, Португалии, Канаде и многих других странах.

Оставив сцену, Людмила Ивановна осталась в контексте активной творческой жизни, балетного искусства. Как педагог-репетитор она открыла широкий путь в творчество ряду молодых исполнителей, ставших украшением многих балетных коллективов мира.

Василий ТУРКЕВИЧ, заслуженный деятель искусств Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ