С успехом в Харьковском театре кукол им. В.Афанасьева прошла премьера «Мнимого больного». Эту последнюю пьесу французского классика Жана Батиста Мольера поставил слаженный и успешный тандем — режиссер Оксана Дмитриева и художник Наталья Денисова.
Центральными фигурами в каждом новом спектакле харьковских кукольников закономерно оказываются примечательные актеры труппы. Например, в «Короле Лире» это Алексей Рубинский, в «Казанове» Игорь Мирошниченко, «Вишневый сад» невозможно представить себе без Раневской — Татьяны Тумасянц, а «Мнимый больной» — настоящий бенефис популярного украинского артиста театра и кино Вячеслава Гиндина. Это исполнитель универсальный, но его комедийное дарование — иронические интонации и неожиданная эксцентрика поведения — ищут выхода в любом драматическом тексте.
Кстати, харьковские кукольники давно завоевали пальму первенства на Международном фестивале театральных капустников. А это — еще одно свидетельство тому, что серьезное искусство нуждается не только в материальной поддержке, но и в самоиронии, пародийном «кривом зеркале». И Гиндин и Мирошниченко (также занятый в премьере) — короли импровизаций, интеллектуальные «хохмачи». В «Мнимом больном» это проявилось сполна.
Спектакль выглядит как некое соревнование двух команд — одна из них, «лекарская», хочет опустошить кошелек мнительного Аргана, другая, родственная — мечтает вернуть «больного» к здоровой жизни. И, конечно, добиться согласия Аргана-папы на брак старшей дочери. Победу второй «команды» обеспечивают популярные комические приемы — то Арган по совету близких притворяется мертвым, чтобы понять по реакции окружающих, кому он по-настоящему дорог. То к нему приходит верная служанка под видом нового врача, окончательно перетягивая «больного» в свою веру. То герои разговаривают якобы об одном, но каждый имеет в виду совершенно другое...
Сценическая история этой пьесы не богата большими открытиями. Можно вспомнить старый фильм советских времен с флегматичным Олегом Ефремовым в главной роли. Тогда из классических комедий прошлого любили делать музыкальные фильмы. Но это не всегда выручало. Смешным в той картине оказывался не мнимый больной, а специально призванные для этого яркие комики Ролан Быков, Александр Ширвиндт, Станислав Садальский.
Хотите верьте, хотите нет, но даже в Доме Мольера — парижской Комеди Франсез — смех возникает, как правило, когда зрители реагируют на остроумный текст великого драматурга, а не на сценическое действие. В отличие от подобных спектаклей и фильмов, «Мнимый больной» харьковчан — настоящий театральный праздник.
Изобретательный характер режиссерских находок и точность сценографических трансформаций обеспечивают актеры, которых Оксана Дмитриева тщательно отбирает на курсе в Университете искусств и бережно растит для будущего своей сцены. Сегодня это, несомненно, лучшая труппа среди харьковских драматических театров. Да и во всей Украине такую уникальную компанию разносторонних талантов вряд ли сыщешь. Артисты играют свежо, неожиданно, оригинально, воплощая любой режиссерский замысел по законам избранного жанра.
На этот раз его продиктовала фарсовая природа пьес, которые в годы жизни Мольера сочетались с балетом (любимейшим зрелищем Людовика ХIV). Из тех времен на сцену притянуты костюмы, но не объемные и достоверные, а как бы спроецированные на зеркало сцены, монохромные и плоские. Хотя пластика актеров, заданная Владом Розиным, как раз живая, гибкая. Она продиктована характером комедийных антре и фарсовых представлений. А с другой диктуется тем, что действие вращается в буквальном смысле вокруг центра сцены, на которой установлена огромная кровать Аргана.
Зрелищу, представленному в «Мнимом больном», трудно подобрать определение, пока не познакомишься со стилем композитора Петра Мосса, чья музыка органично сопровождает спектакль. Француз польского происхождения, он без зазрения совести может написать гротесковый похоронный марш или синтезировать стили барокко и кабаре, совместить клоунаду и танго. Этот стиль хорошо прочувствовала О. Дмитриева, когда выбирала, что делать с пьесой, написанной и поставленной без малого 345 лет назад. В спектакле она иронизирует над пафосностью старого классического стиля. Так, на реплику героини «О, небеса!» — с колосников спускаются расписанные картонные облака...
Символично появление в руках актеров огромного черепа, с обратной стороны которого отчетливо выделяются ягодицы с торчащим между ними клистиром. Смех тут уже не иронический, а, скорее, саркастический. Думать, мол, нужно головой! Недостаточно сказать, что в спектакле высмеивается актуальная система выкачивания денег из пациентов. Но проблема и в том, что большинство из них жалуется на болезни, а на самом деле хочет, чтобы близкие их просто пожалели. Хотя особо вредных притворщиков при этом не жалеют, а учат уму-разуму. Возможно, это имел ввиду и Мольер, когда писал свою пьесу, и даже четыре раза успел сыграть заглавную роль. Несчастье в том, что бедного больного (и отнюдь не мнимого) — похоронили как раз после этого его последнего спектакля...
То есть у самого Мольера все было ровно наоборот: его уговаривали не выходить на сцену. А он никак не соглашался, ссылаясь на то, что братья-актеры тогда не смогут из-за него заработать. Похоже, что сам великий комедиограф обманывал себя и старался забыть о болезни, написав для увеселения почтеннейшей публики комедию о мнимом больном. То есть симулянте, прожившем на сцене почти три с половиной столетия.