Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Белая ворона». Полет продолжается

Режиссер Максим Голенко в третий раз поставил легендарную рок-оперу на этот раз — на сцене Национальной оперетты
5 апреля, 2019 - 10:02
РОЛЬ ЖАННЫ В РОК-ОПЕРЕ «БЕЛАЯ ВОРОНА» ИСПОЛНИЛА ТАМАРА ХОДАКОВА / ФОТО АНАТОЛИЯ ФЕДОРЦИВА

Рок-опера Геннадия Татарченко и Юрия Рыбчинского «Белая ворона» — настоящий театральный хит, по праву заслуживший отдельной страницы в истории украинского театра. После фееричной постановки Сергея Данченко на сцене театра им. И.Франко в 1991 г. с Натальей Сумской и Анатолием Хостикоевым в главных ролях эта опера трансформировалась в настоящий творческий раздражитель для режиссеров: а ну ка, кто осмелится если не повторить, то по крайней мере приблизиться к тому успеху? Интересно, что одним из таких смельчаков стал признанный мастер треша Максим Голенко.  Причем градус его интереса к этому произведению, написанному тридцать лет назад, оказался настолько высок, что одной сценической версией «Белой вороны» режиссер решил не ограничиваться.

Первый спектакль Голенко поставил на сцене Ривнеского областного музикально— драматического театра в 2015-м. Как отмечали тогда местные актеры и музыканты оркестра, для них этот проект требовал особой ответственности, ведь театр впервые работал с жанром рок-оперы. Постпремьерные комплименты в книге отзывов и прессе и большой зрительский ажиотаж подтвердили, что этот эксперимент ривняне могут вписать к свои творчекие достижения.

После Ривного Максим Булгаков отправился с этой же рокоперой в Николаев. Где историю Жанны д’Арк осовременил, стилизовал и спроектировал на нашу реальность. Собрав вместе все художественные штыки театра — артистов, балет, оркестр, который находится непосредственно на сцене, — он выстроил масштабное действо, мощное по своей энергетике и смысловому наполнению. Собственно, параллелей с нашей реальностью было даже с избытком:  сцена  нападения английских военных  на мирных людей ассоциируется с событиями на Майдане, когда там разгоняли студентов. Расширяя пространство спектакля, режиссер задействовал также и зрительский зал. Специалисты же в этой постановке Николаевского отмечали драматургически обоснованную динамику: пластика с милитаристическим акцентом и романтичные па благодаря правильной «верстке» выглядели чрезвычайно гармонично. В визуальном оформлении спектакля преобладали атрибуты борьбы, противостояния, сопротивления: берцы, камуфляж, щиты, балаклавы.  Этот спектакль Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии в прошлом году вошел в широкий список Первого всеукраинского фестиваля-премии «ИГРА».

Одним из соавторов Максима Голенко в обеих постановках стал хореограф Максим Булгаков, свое сотрудничество они продолжили также во время создания третьей версии рок-оперы, премьера которой недавно состоялась в Национальной оперетте. И в очередной раз продемонстрировали, что глубинные смыслы, сюжет и тематика, которые являются универсальными во времени и пространстве, а в данном случае еще и невероятной красоты музыка и текст гарантированно позволяют находить новые формы выразительности даже одному и тому же автору.

Одной из самых выразительных составляющих этой версии «Белой вороны» стала сценография (художник — Владимир Ковальчук). Сценическое пространство словно скомпоновано из нескольких уровней и геометрических фигур, этот прием прекрасно работает на концепцию спектакля: оркестр размещен над площадкой, при этом музыкантов обрамляет огромный круг, вертикальный столб, у которого казнят Жанну, словно струна, натянутая между небом и землей, а Столетняя Война появляется из-под сцены.

Среди актеров следует отметить Дмитрия Воронова (Жульен), Алексея Кирилова (Веселяк), Кирилла Басковского (Кардинал). И,безусловно, убедительную Тамару Ходакову в роли Жанны и воинственно-экстравагантную  Асю Середу-Голдун в роли Войны.

С первыми двумя спектаклями «Белую ворону» в Оперетте объединяет один лишь текст, музыка в другой аранжировке, стилистика спектакля тоже имеет другую выразительность. И как знать, поставил ли этой постановкой точку Максим Голенко в своей личной «ворониане». Ведь ода свободе, написанная три десятилетия назад, балансирует между категориями неоклассики и трендов: для профессионала собирать эти строки и звуки в единое театральное целое — дело чрезвычайно соблазнительное.

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ