Начало весны в бывшей столице Югославии, а ныне Сербии и Черногории, Белграде, больше походило на затянувшуюся упрямую зиму. И хотя солнце все увереннее и теплее освещало город, играя лучами на почему-то желтых, а не лиловых цветках тонких веточек багульника, растущего в декоративных тумбах вдоль центральной улицы, воздух был наполнен влагой дождя.
Развалины старинной турецкой крепости Калимагдан, пустынные и хранящие тайны давних событий, спокойно взирали на ширь величавого Дуная, благосклонно принимающего в свое лоно впадающие воды реки Савы, пересекающей Белград. Это обязательный и самый красочный пункт туристической программы для человека, впервые посетившего столицу Сербии и Черногории. Далее его ждут не менее интересные достопримечательности города. Своеобразный квартал, где издавна жили писатели и художники, расположившийся многочисленными уютными кафе почти в центре города, шумная центральная площадь со старинными зданиями национального театра, Театра «Битола», музея и шагающим по траве газона бронзовым Брониславом Нушичем, словно решившим зайти в театр на представление собственной пьесы. Величавый белоснежный собор святого Савы и по-королевски раздольная парламентская площадь. Соединение модернизма и старины в грандиозном проекте остекления многометрового фасада еще одного национального театра, словно музейный экспонат, сохранившего за стеклом внешний вид бывшего манежа — строения эпохи классицизма. И на контрасте восприятия — ощущение ожесточенной несправедливости в разбомбленных в центре города зданиях, с укоризной зияющих пустыми глазницами окон. Вид прошитых снарядами домов особенно поразительно воспринимался после сообщения о смерти Слободана Милошевича, тревожно разнесшегося Белградом и всколыхнувшего различные, во многом противоположные, мысли соотечественников.
Мировые события шли своим чередом. Большая столица жила своей обыденной насыщенной жизнью и радушно принимала гостей, приехавших на юбилейный, V Международный театральный фестиваль «Славия». Чаще всего в это время в театре «Славия», месте проведения фестиваля, звучали слова «добро дошли!» — добро пожаловать!
У театрального Киева и Белграда уже есть сложившиеся со временем творческие отношения. Сербские артисты не раз бывали гостями известного театрального фестиваля «Київ травневий», не в первый раз приехала в Белград делегация, представляющая театральное искусство украинской столицы. Киевская мастерская театрального искусства «Сузір’я» — участник фестиваля «Славия»-2006, привезла спектакль «Приховане кохання» Е. Шмитта. Постановщик спектакля, он же автор сценографического и пластического решения, художественный руководитель «Сузір’я» Алексей Кужельный увидел известную пьесу Эрика Эммануэля Шмитта «Загадочные вариации» своеобразной детективной историей. Спектакль начинается, как детектив — с выстрелов и загадочных звуков за сценой. Появление героев происходит также неожиданно, они, словно в пылу погони, выбираются на сцену. А она представляет собой задрапированный квадратный помост, вокруг которого причудливо изогнутыми линиями натянуты удочки с привязанными к концам колокольчиками для рыбалки. Все пространство над помостом, как паутиной-куполом, накрыто крупной сеткой. Это — метафора места отшельничества писателя Абеля Знорко, спрятавшегося на безлюдном острове от человеческой суеты. Чудаковатый писатель, нобелевский лауреат (Сергей Джигурда) вполне доволен жизнью, уединением и готов защищать его с оружием в руках. И устрашающими выстрелами встречает приехавшего на остров журналиста провинциальной газеты Эрика Ларсена (Олег Савкин). Довольно обычное газетное интервью превращается для ничего не подозревающего писателя в совершеннейшую катастрофу. Но детектив тем и увлекателен, что круги интриги размыкаются постепенно и неожиданно. А пока напряженный диалог — психологическая дуэль Знорко и Абеля только начинается, на видео- экране появляется изображение крутящейся ленты диктофона. Кнопка с отметкой «запись» нажата... Повод для интервью самый безобидный — выход в свет новой книги писателя, в которой опубликована 15-летняя переписка героя с любимой женщиной. Писатель доказывает журналисту, что книга эта — плод его литературного воображения, тот же пытается заставить автора признаться, что история, поведанная на страницах романа, не вымысел, а правда. В перепалке двух мужчин эмоции накаляются. После признания, что письма — это его личная переписка с любимой женщиной, писатель получает сокрушительный удар: она — жена приехавшего журналиста. Но это разоблачение — мелочи по сравнению с тем, что ждет его впереди. И журналист продолжает рассказывать. Как загадочны бывают вариации человеческих отношений, любви...
Вообще, зрителю предстоит разгадывать множество образных метафор, которыми пестрит спектакль. Актеры, поставленные в условия существования на небольшом помосте, где с трудом можно разойтись вдвоем, таким образом говорят о безвыходности, в которую загнали сами себя. Словно в паутину, затягиваются они воспоминаниями, от которых не в силах избавиться. Груз воспоминаний, как грузило рыболовной удочки «тянет» их на дно несбывшихся желаний. Разоблачая друг друга и себя самих, герои отвязывают удочки-символы, и мелодичный звук колокольчиков напоминает мало кем слышимый отзвук вечности. И Знорко, и Ларсен живут прошлым. Метафорами следов, не отпускающих воспоминания, служат вырезанные контуры человеческих ступней. Словно карты складывает их веером в своих руках писатель, задумчиво перебирает и рассматривает. Ключи и дорогие сердцу предметы, в надежде избавиться от памяти, Знорко бросает в таз с водой, стоящий внизу у помоста. И они тонут, как в водах Леты. Но не покидает его река памяти и, мужественно терпя отрезвляющий холод, окунает Знорко босые ноги в этот океан воспоминаний.
Психологические ходы отношений двух героев причудливо рисуют истории жизни трех людей — как не похожи эти отношения на пресловутый любовный треугольник.
Спектакль «Приховане кохання» был с интересом воспринят сербскими зрителями, а в тот вечер зал театра «Славия» был полностью заполнен. Кроме интереса непосредственно к искусству украинских актеров, зрительский интерес подогревался желанием сравнить постановку с той, которая идет по этой же пьесе в одном из белградских театров. Судя по продолжительным аплодисментам после спектакля, киевские артисты выдержали экзамен у сербских зрителей.
Репертуарная афиша девятидневного фестиваля отдавала преимущество спектаклям балканской земли. Так открывался фестиваль премьерой театра «Славия» «Жанка» М. Пич об известной сербской актрисе Жанке Стокич (Р. Сокич) с непростой творческой и человеческой судьбой. Молодежный театр из Сараево (Босния и Герцоговина) показал спектакль «TRG RATNIKA» Н. Вуда, а театр «Sartr» драму Д. Ковачевича «Доктор Шустер». Македонский народный театр из Скопье по-современному интерпретировал сюжет софокловской «Электры». И еще два сербских театра были участниками фестиваля. Итальянский театр показал спектакль «Нью-Йоркский марафон» Э. Эрбе, Болгарский драматический театр из Пловдива — спектакль «Филоктет», это пьеса Л. Георгиевского по античному мифу о Филоктете, но в современной окраске разногласий и человеческого коварства в свете актуального на Балканах разъединения народов и государств.
Особенная театральная эстетика присутствовала в литовском спектакле Камерного театра Каунаса «Пиковая дама» по произведению А. Пушкина. Режиссер С. Рубиновас попытался придать пушкинской драме еще большую мистичность и фантасмагоричность, перенеся действие в воображении Германа (Рубиновас) в сумрачное пространство, напоминающее морг, и сделав лица персонажей застывшими масками. Режиссер пытается свести к общему знаменателю рациональность мира и иррациональность чувств, которые обуревают Германа, Лизу и старую графиню, в исполнении Кристины Казакевичюте становящейся энергетично- эмоциональным вулканом спектакля. Спектакль богат визуальными находками, четкой слаженностью рисунков мизансцен напоминает виртуозную и мастерскую карточную игру. Воистину, «тройка, семерка, туз»!..
Теплота приема организаторов фестиваля «Славия», общение с коллегами и зрителями сумели победить не по-мартовски холодную погоду Белграда. И вот уже поезд набирает ход на Восток, домой, в Украину. Сразу за Белградом поезд оказывается в длинном туннеле. Кто-то из наших в темноте пошутил, это чтобы дорогу не запомнили. Находчивая острота всех повеселила, но, если серьезно, то путь в Белград забывать не хотелось, а наоборот, думалось, что еще когда-нибудь будет очень приятно услышать гостеприимное «добро дошли» на сербскую землю!»