Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Берегиня» – переформатирование

Как без скандалов настроить коллектив на творческие поиски и эксперименты
12 февраля, 2021 - 10:39
ДИРЕКТОР — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КИЕВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА УКРАИНСКОГО ФОЛЬКЛОРА «БЕРЕГИНЯ» ИЛЬИНА ГЕНСИЦКАЯ

Своим опытом с читателями «Дня» поделилась директор — художественный руководитель Киевского академического театра украинского фольклора «Берегиня» Ильина Генсицкая, которая сумела за короткое время не только обновить афишу, но и кардинально переформатировать команду. И эти новации уже оценили критики и зрители. О вызовах пандемии, которые сплотили актеров, а также ближайших премьерах — наша беседа.

«ИГРАТЬ ХОТЯТ, ЗА РОЛИ СОРЕВНУЮТСЯ»

— Ильина, как вам удалось старый коллектив перезагрузить и поставить на новые творческие «рельсы»? Как ваши идеи и новации восприняли актеры театра? Было ли сопротивление в внутри коллектива, потому что о демаршах и скандалах не было слышно?

— Я думаю, что если бы коллектив «Берегини» не был готов морально к переменам, то у меня ничего бы не получилось. Очень благодарна всем сотрудникам театра за то, что мы смогли в короткие сроки притереться друг к другу, почувствовать, что наши мечты и желания могут быть общими, и мы быстро начали продвижение. Перед приходом в «Берегиню» меня и пугали, и предостерегали, были звонки, разговоры, что в этот коллектив не стоит идти работать. Но я рискнула, и совершенно не жалею об этом. Потому что оказалось, что здесь прекрасные люди — творческие, креативные, готовые к переменам, которые любят свою работу, блестяще владеют профессией. Единственное, что мне показалось, чего не хватало творческому составу «Берегини», — это ощущение, что они нужны, что они востребованы, что они могут быть интересны зрителям.

Мы начали со спектакля «Тени забытых предков». Как оказалось, уже после премьеры, не все верили в успех этого творческого проекта. Потому что раньше коллектив работал больше как концертная организация, а я предложила добавить к этому виду деятельности еще и театральную. Эксперимент оказался удачным. За первым успехом у зрителей со спектаклем «Тени ...» были другие спектакли, которые подтвердили правильность выбранного направления. Демаршей на публику действительно не было. Были на первом этапе попытки некоторых актеров отказываться от ролей. Но это тоже больше страха, что не получится работать с драматическим материалом. Сейчас ситуация кардинально иная. Играть хотят, за роли соревнуются, волнуются, если в какой-то постановке не заняты! Думаю, что это говорит о правильности избранного направления.

— Сегодня можно с уверенностью говорить, что вы нашли «ключик» к сердцам не только коллектива Театра украинского фольклора «Берегиня», но и зрителей, армия которых значительно выросла. В чем секрет?

— Секрет прост. Я не шла разрушать, кардинально менять. Я сторонница эволюционных процессов. Для «Берегини» этот путь оказался удачным. Просто темпы изменений достаточно быстрые.

Армия поклонников действительно возросла. С одной стороны, к нам приходят теперь театралы, которые раньше о «Берегине» не знали ... Попадая к нам впервые, начинают ходить на разные спектакли. А те, кто ходил на наши концерты, с удивлением узнали, что мы можем быть интересны и как театр. Мы начали получать комплименты, которые говорят о качественных изменениях в коллективе. Одни зрители говорят, что удивлены тем, что драматические актеры оказываются профессиональными певцами (а я всегда напоминаю, что на нашей сцене работают с драматургическим материалом артисты вокалисты и артисты балета), а другие удивлены формой подачи фольклорного материала. Особенно часто о форме подачи фольклорного материала слышу после премьеры «Животоков».

ЛОКДАУН В ... онлайне

— Последние работы вашего театра вызвали резонанс у публики и критиков: вы получили призы на фестивалях и конкурсах. Как удается держать в творческом тонусе актеров во время карантина?

— Во время карантина (первого локдауна) начались репетиции сразу двух спектаклей. Это было онлайн. Продолжался первый этап подготовки к спектаклю «Животок», во время которого артисты учили музыкальный материал. Также начались репетиции спектакля «Мария Примаченко. Мир очаровательный». Мы не ожидали, что все это затянется на такой длительный период. Ко второму карантинному ограничению в январе мы уже подготовились. Ввели онлайн-показы спектаклей, что стало возможно при институциональной поддержке Украинского культурного фонда. Мы в декабре отсняли ряд наших спектаклей, которые сейчас показываем онлайн. В январе провели завершающий этап репетиций нового спектакля «Свадьба в Авлабаре», а также начали постановку спектакля «Грешница» к 150-летию Леси Украинки.

— Расскажите о том, как рождались спектакля «Мария Примаченко. Мир очарователен», «Животок» и «Веселье Кухмистерши», которые в этом году соревнуются в «Киевской пекторали « как два музыкальные и камерный спектакли?

— «Веселье Кухмистерши» мы успели выпустить еще до начала карантина. Этот спектакль посвятили местности, в которой расположен наш театр. Фактически мы рассказываем о том, что наши Березняки — это многонациональная местность, где можно встретить болгар, венгров, аджарцев, которых объединяет любовь.

«Мария Примаченко. Мир очарователен» — спектакль-символ, спектакль-загадка. Идея поставить что-то об этой выдающейся украинке, наверное, витала в воздухе. Автор спектакля — и текста, и постановщик — Татьяна Авраменко (Матисова). О намерениях поставить спектакль о Примаченко я говорила еще во время проведения конкурса на должность директора -художественного руководителя, а в это время Татьяна писала свою пьесу. А тут еще оказалось, что у «Берегини» есть две прекрасные актрисы — мать и дочь — Надежда Буравская и Марина Корогода, блестяще справившиеся с ролью Марии Примаченко. Такие мистические совпадения для нашего театра довольно часты.


«ЖИВОТОК» — ЭТНО-ШОУ, ГДЕ, КРОМЕ АУТЕНТИЧНОГО ВОКАЛА, ЗВУЧАТ НЕ ТОЛЬКО УКРАИНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, НО И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ШУМЫ ДРУГИХ СТРАН МИРА  / ФОТО АНДРЕЯ МИНТЕНКО

«Животок» — это мечта основателя нашего театра Николая Буравского. В спектакле подобраны песни, которые он собирал и обрабатывал в течение своей творческой жизни. Работу мы начали в первый локдаун. Долго учили музыкальный материал, который звучит у нас акапельно. На протяжении спектакля актеры извлекают звуки из ... различных предметов. Спектакль объединяет в себе летний календарно-обрядовый цикл, который накладывается на судьбу человека и проецируется на судьбу страны.

«ИСКАТЬ ВЕЗДЕ СВОИ ПЛЮСЫ»

— По вашему мнению, онлайн-просмотры спектаклей могут соперничать с постановками, которые играют «вживую»? О чем говорит опыт трансляций, в частности, «Веселье Кухмистерши»?

— Конечно, сравнивать онлайн-показы и живые театральные постановки дело не из лучших. Но я стараюсь искать везде свои плюсы. Онлайн-показы дают возможность расширить зрительскую аудиторию. Наш репертуар находит отклик среди зрителей не только Украины, но и в диаспоре Европы и Америки. Пока количество просмотров не очень велико, но мы настроены позитивно. И не будем останавливаться, даже после отмены карантинных мероприятий.

— Если пандемия COVID-19 будет еще долго продолжаться, можно ли говорить, что нужно делать специальные версии постановок, рассчитывая на интернет и Youtube?

— Мы будем снимать видеоверсии своих спектаклей, учитывая ошибки предыдущих съемок, и будем продолжать показы спектаклей. Также имея опыт онлайн-репутацией, можем утверждать, что эта форма работы имеет право на существование. И такой опыт может быть применен в дальнейшей работе.

— В феврале у вас анонсированы премьеры: «Свадьба в Авлабаре» (14 февраля) за «Ханума» А. Цагарели и «Грешница» (25 февраля) по поэме Леси Украинки. Как проходили репетиции, потому что они пришлись на время локдауна? Чем, на ваш взгляд, эти новинки в афише заинтересуют зрителей?

— Поскольку актерский состав в спектаклях не совпадает, то мы могли репетировать параллельно. Во время январского локдауна разрешалось проводить репетиции, поэтому мы этим воспользовались и выпускаем два спектакля. Обе постановки стали возможны благодаря поддержке Украинского культурного фонда. Это своеобразная инвестиция в нашу будущую деятельность. «Свадьба в Авлабаре», которая будет поставлена по «Хануме», в нашем театре кардинально отличаться от других постановок в Украине так точно. Мы не используем авторскую музыку. У нас будет звучать грузинский фольклор. Это будет очень ярко и эмоционально. Над спектаклем работает режиссер Михаил Фищенко, художник Светлана Заикина, хореограф Светлана Дядюн. Для нас это экспериментальное озорство. Потому что до этого мы работали исключительно с украинским материалом, а здесь грузинские танцы и песни. Актеры работают с большим увлечением и интересом.

«Грешница» — это сценическое первопрочтение поэмы Леси Украинки. Материал для спектакля нашла режиссер Татьяна Авраменко (Матисова). Она сделала инсценировку, разработала идею костюмов. Режиссер совмещает в спектакле украинский фольклор и античную драму. Драматические роли в спектакли будут играть артистки балета Ирина Гайворонская и Екатерина Бондарь. Думаю, что синтез украинского фольклора и античной драмы может дать интересный эффект.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ