Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без подмены

Фейковый мир, или Когда прошлое не отпускает
16 мая, 2018 - 10:48

В Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра Тамара Трунова представила новый спектакль по пьесе американца Дона Нигро «Ифигения». В спектакле «Дом на краю души» просматривается настойчивое желание режиссера Т. Труновой найти особую творческую территорию — не то чтобы совсем никем не освоенную, но по крайней мере не слишком затоптанную посетителями. Территорию, на тропах которой нет указательных табличек для ленивых.

Действие происходит в детально продуманном причудливом полусне, да еще и в декорациях и атрибутах древнегреческого амфитеатра (сценография Юрия Ларионова). Определенные основания для этого якобы дает сама пьеса, ведь Дон Нигро писал ее по мотивам античного мифа об Ифигении, микенской царевне, которая согласилась принести себя в жертву богам ради успеха войска отца в войне с Троей. В последний момент, уже на жертвенном алтаре, богиня Артемида подменила Ифигению дикой козой. В спектакле эта коза или лань появляется перед смертью героини, на видеоэкране — как прозрачный намек на то, что в реальной жизни спасительная подмена невозможна.

Вскоре замечаешь, что в этом спектакле речь идет вовсе не о том мифе, который нередко трактовали как хрестоматийно-патриотический (а как же, героиня сознательно жертвует собой ради Родины). Нет, здесь предметом исследования является то, что мы называем фейковой действительностью, фейковым миром, в котором с уверенностью не скажешь, кто на самом деле герой, а кто — лишь хитро вымышлен. Собственно, это наш сегодняшний мир. Возможно, в таком мире вообще нет героя, он исчезает, едва начавшись, не доснившись до конца.

Во всяком случае, мужские персонажи здесь именно такие. Вот Ник Деметриос (Акмал Гурезов) — он появляется таким убедительно-сильным, что, кажется, мог бы изменить мир — а вскоре превращается в ничтожное ничто, неспособное спасти ни себя, ни других. Или Майкл Райян (Сергей Петько) — этот носитель роскошной старозаветной бороды и эрудиции, которая никому не понадобится. Его жена Каролин Райян (Леся Самаева) — тоже не идеальная героиня, зато хотя бы не притворяется никем, она просто знает, что все плохо кончится, и этому ее печально-молчаливому знанию можно верить. Их дочери Дженна (Екатерина Савенкова) и Лекси (Анастасия Пустовит) — те действующие лица, которые в этом спектакле способны что-то изменить и таки меняют, но это не радует, потому что как-то не хочется, чтобы твой мир спасали эти вертлявые компьютерно-совершенные персонажи. Хорошая деталь: у одной из тех девушек только правая грудь способна чувствовать прикосновение мужской руки, и все думаешь себе поневоле: а из живой ли материи сделана остальная часть ее тела?

...У древнегреческих актеров не было потребности что-то играть — они носили маски, под которыми все равно не видно, изображаешь ты что-то или нет. Главное — донеси текст. Вот и в этом спектакле: хоть здесь работают и без масок, но таки ничего не играют, и это удивительно убедительно, потому что смысл не подменивается игрой, и ты получаешь радость от разумно и честно сделанной работы.

Следующий показ спектакля «Дом на краю души» состоится 30 мая.

Иван БАБЕНКО. Фото Евгения ЧЕКАЛИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ