Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без прикрас, без цензуры

17 ноября, 2011 - 21:09

Впервые в Украине на сцене Черкасского областного музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко зрителям был представлен документальный спектакль киевского режиссера Андрея Мая «Город на Ч.».

— К нам обратились представители независимого столичного центра «Текст» Наталья Ворожбит, Андрей Май и Марыся Никитюк с идеей поставить на нашей сцене такой спектакль, — рассказал директор Черкасского драмтеатра Владимир ОСИПОВ. — Работа над пьесой в стиле вербатим не могла не заинтересовать. Ведь такие спектакли, ставшие популярными в конце прошлого и начале нынешнего века, полностью строятся на реальных монологах или диалогах обычных людей, которые со сцены актеры передают зрителям. И люди узнают в них себя, своих родственников или знакомых...

Как привлечь молодежь в драмтеатр? Одним из самых отчаянных подвижников в этом деле является Черкасский театр под руководством В. Осипова, который гостеприимно открывал свои двери таким разным режиссерам, как Андрей Жолдак, Дмитрий Богомазов, Сергей Проскурня. Недавно труппа черкасщан была брошена в котел социального эксперимента под названием «документальный театр». Результатом совместных усилий стал спектакль «Город на Ч.» о городе Черкассы и его жителях.

Проект «Город на Ч.» был представлен в рамках Международного фестиваля современной драматургии, недавно прошедшего в киевских театрах. Помимо сценических чтений пьес молодых украинских, российских, грузинских и польских драматургов, отдельным блоком было представлено направление документальной драмы — хедлайнера театрального поиска не только в близлежащей России, но и в европейских странах. Главной отличительной чертой этого направления является техника «verbatim», основанная на использовании для написания пьесы интервью, взятых у реальных людей, желательно без изменения оригинальной лексики. Группа драматургов во главе с Натальей Ворожбит провела опрос жителей Черкасс. Планировалось использовать их монологи «без купюр» в проекте «Город на Ч.». Однако житейский формат пришлось конвертировать в удобоваримую драматургическую форму с вымышленной героиней.

Фигурой, интегрирующей разрозненные монологи жителей Черкасс о затопленных селах, химическом производстве, бесперспективности жизни и семейных проблемах, стала заезжая девушка Леся — дефилирующая по провинциальному безвременью экстравагантная «столичная штучка». Экзальтированная барышня примчалась за возлюбленным, с которым познакомилась буквально вчера, в город на Ч. Прельстившись романтическими мечтами о провинциальном принце, бездумным мотыльком стремится Леся к свету «большой и чистой любви». Однако попадает в мистический лабиринт, где ее манят двойники возлюбленного, водят за руку ведьмы, шипят буфетчицы и спаивают самогонкой поклонники творчества Григория Лепса. Однако девушка стоически переносит все мытарства. И даже тот факт, что изначально-то ехала она не в Черкассы, а в Чернигов, не стал препятствием интеграции Леси в местное общество, а в столицу девушка уже не вернулась. Создатели спектакля окрашивают этот итог позитивом, выбирая между «засосало» и «возродило» второе. Утопические мотивы присутствуют в эпилоге истории, где в 2030-м Леся, мать двоих детей, довольная жизнью, сохранившая столичный лоск пожилая женщина, едет в поезде «Париж-Сосновка» и рассказывает о развитом городе-курорте Черкассы...

Документальный спектакль «Город на Ч.» был принят неоднозначно черкасской публикой. Людям старшего поколения импонировали сцены о прошлом города, а его истинное настоящее, с которым сталкиваешься каждый день, не захватывало. Иного мнения молодежь: она убеждена, что спектакль продемонстрировал один день из жизни города. Без прикрас, без цензуры. На сцене были живые люди. И они говорили живым языком, как это есть в реальной жизни.

Следующий показ спектакля состоится 6 декабря

Анастасия ГАЙШЕНЕЦ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ