Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Безобразное и прекрасное в одном флаконе

В Национальном художественном музее Украины продолжают экспонироваться произведения французских художников XIX — начала ХХ веков из коллекции под общим названием «Нормандия в живописи», вызвавшие небывалый ажиотаж
21 сентября, 2012 - 11:46
ФОТО С САЙТА FORUM.PRAVDA.COM.UA

Ничего нет хуже нашего
хама.
Ничего нет лучше
нашего интеллигента.

М.М. ЖВАНЕЦКИЙ

Киевляне устремились к прекрасному. Любители музеев не припомнят, когда на выставку выстраивалась бы такая очередь. Разве что в те далекие советские времена, когда в этом же музее демонстрировали маску Тутанхамона. Для ценителей искусства выставка «Нормандия в живописи», бесспорно, событие очень важное, поскольку представлены картины и этюды Клода Моне, Теодора Жерико, Камиля Коро, Огюста Ренуара, Жака Вийона, Эжена Будена, Гюстава Курбе и других мастеров.

В 1992 году Региональный совет Нижней Нормандии начал собирать художественную коллекцию под названием «Нормандия в живописи», которая со временем включила в себя около ста двадцати полотен за период от 1750 до 1950 года. Каждая картина в тот или иной способ связана с Нормандией.

Прелесть и оригинальность коллекции состоит в том, что зрителям представлены этюды, небольшие картины, подчас крохотные живописные зарисовки, смысл которых — показать «художественную кухню» Великих мастеров. Однако в этих небольших по размеру работах дотошный зритель непременно увидит силу импрессионистов, мастерство реалистов и будущий взрыв авангарда.

И все бы хорошо, и есть смысл стоять полтора часа в очереди, чтобы, не выезжая за пределы родного города, насладиться красотой северо-запада Франции и величием ее живописи... Но вам такой радости не доставят! Поскольку хорошие выставки — редкость, а музейное хамство — величина постоянная, и как раз во время большого наплыва посетителей самый пик его демонстрации.

Итак, мы с подругой отправились в музей. Любимый, замечу в скобках, музей. Стоять в огромной очереди не только не хотелось, но и не было необходимости, поскольку мы обе — искусствоведы и преподаватели в художественных вузах, имеем право на вход на любые выставки. Обычно, в ближнем и дальнем зарубежье, в силу профессиональной деятельности допускаемся в музеи без очереди, и бесплатно. Кроме того, моя подруга является членом Союза Художников Украины, а также членом ИКОМ. ИКОМ — это международная организация музеев и музейных специалистов, которые занимаются хранением, развитием и взаимодействием общества и мирового природного и культурного наследия, настоящего и будущего, материального и нематериального. Члены ИКОМ, по международному соглашению, допускаются бесплатно и беспрепятственно во ВСЕ МУЗЕИ МИРА. Приготовив заранее все наши удостоверения, мы предстали перед охранником и юной девицей, которые стояли на страже входа на выставку. Предъявив наши документы, мы услышали следующее: «Вы, конечно, можете не платить, но очередь придется отстоять! Вернитесь к концу лестницы, где последние люди, и зайдете, когда наступит ваша очередь!»

Мы оторопели. В голову стали приходить странные ассоциации о бедных и последних людях Достоевского. Вспомнились нищенские наши зарплаты, когда мы сами работали в музеях, и единственным оправданием такого отношения государства к музейщикам была возможность беспрепятственного посещения художественных выставок. Еще в наши головы пришли примеры посещения нами Лувра, Прадо, Эрмитажа и других европейских музеев, когда научные сотрудники этих музеев радовались нашему появлению. Для них приезд украинских искусствоведов был возможностью нового культурного общения, обмена научной информацией и радостной встречей с коллегами, которые занимаются общим делом. Однако в нашем отечественном НХМУ коллегам оказались не просто не рады. Более того, наш приход и само право на беспрепятственный доступ к нормандской живописи вызвал хамскую реакцию!

Однако нам повезло: к девице подошла сотрудница и что-то прошептала ей на ухо. Мы были все же допущены в святая святых. Когда мы отошли на некоторое расстояние от этого живого кордона, моя подруга неожиданно сообщила мне:

— Ты знаешь, а ведь я узнала эту девушку, не пускавшую нас в музей, это моя бывшая студентка! Я ей преподавала историю искусств три года тому назад!

— Может, ты гнобила ее, гоняла на экзаменах? — машинально спросила я, не в силах поверить в происходящее.

Через секунду я устыдилась подобных предположений, поскольку сама бывала на ее лекциях и наблюдала, как буквально обожают ее студенты, как не могут «отлипнуть» от нее и часто провожают ее до дома. А порой лекции заканчиваются у нее дома гостеприимным чаепитием! Значит, девица-Цербер не пропускала в музей не только специалиста, но и своего профессора, которая еще недавно преподавала ей историю искусств в Академии художеств?!

Дальше, как говорится, без комментариев...

* * *

Если бы нас попросили составить рейтинг музейного хамства, то мы, безусловно, создали бы список на основании жалоб многих расстроенных посетителей музеев. Поскольку проблема вовсе не нова. Особенно часто жалуются люди на музейных смотрителей. Однако, похоже, НХМУ в этом смысле бьет все рекорды. Вот, например, мнение одной художницы, которая разрешила процитировать ее блог:

«Пять причин не ходить
на Моне.
Бывает ли музей хамства? ДА!

Дух Живерни улетучился и у школьников, и у влюбленных. У искусствоведов лица приняли печать великомученического терпения. Мы все ждали.... Когда нас впустили, мы, наверно, уже не были посетителями, пришедшими за прекрасным. Мы были освобожденными узниками на территории врага, который кинулся нас хладнокровно рассортировывать кого куда: в камеры хранения, в гардеробы и кассы. С зонтиком нельзя! В гардероб зонтик нельзя! Пакеты нельзя! Фото нельзя! Нельзя! Нельзя! НельзЯЯЯЯЯЯЯЯ!!!!!!

Ольга АДАМ, художник»

На собственном горьком опыте и по многочисленным комментариям в сети мы убедились: Национальный художественный музей Украины серьезно и опасно болен. Музейное хамство, начиная с младших научных сотрудников и заканчивая смотрителями, лишь верхняя, видимая, часть болезни. Внутренние причины также очевидны: скандал, связанный с подделками и кражами картин Николая Глущенко, переданных для эстетизирования коридоров и кабинетов Кабмина; скоропалительное увольнение директора Анатолия Мельника и последовавшие затем судебные разбирательства Мельника против Минкульта; назначение (пусть и временное) Мироновой, которая известна как арт-менеджер, но не принадлежит к плеяде музейщиков или искусствоведов.

Все эти и многие другие скандальные истории, связанные с Лаврой и Софией, увы, не добавляют чести нашим музеям. Скорее разрушают то уважение, которое должно было накопиться этими арт-институциями за годы своего существования. Репутация для музея так же важна, как для человека. Невозможно представить себе музей, за которым тянется устойчивый шлейф места, где ненавидят посетителей! Теряется всякий смысл существования подобного очага культуры.

Что же до выставки, то «Нормандия в живописи» заслуживает, чтобы ее посмотреть.

Впервые за долгие годы киевлянам представилась уникальная возможность полюбоваться шедеврами знаменитых французских художников: Моне, Ренуара, Вийона, Будена, Жерико, Курбе, Коро и других мастеров.

Желаю приятного просмотра (вопреки атмосфере нелюбви к посетителю)!

Анна ВЛАДИМИРСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ