Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Биографии, семейные драмы и разумные лобстеры

В столичном кинотеатре «Киев» проходит фестиваль «Новое британское кино»
3 декабря, 2015 - 09:57
В ЭТОМ ГОДУ ФЕСТИВАЛЬ ОТКРЫЛСЯ ДРАМОЙ «СУФРАЖИСТКА» РЕЖИССЕРА САРЫ ГАВРОН / ФОТО С САЙТА AFISHA.UA

«Новое британское кино» — это серия премьер и пресс-конференций, посвященных лучшим новым фильмам Великобритании. Проводится Британским советом в Украине совместно с украинской компанией «Артхаус Трафик». За 15 лет существования в рамках фестиваля состоялись украинские премьеры — более 50 картин.

В этом году фестиваль открылся драмой «Суфражистка» (режиссер — Сара Гаврон). Суфражистками в начале ХХ века называли гражданских активисток, выступавших за предоставление избирательного права женщинам. События разворачиваются в 1912 году в Лондоне. При всей публицистичности и обилии мелодраматических поворотов этот фильм, снятый по реальным событиям, выигрывает за счет блестящего актерского ансамбля: Кэри Маллиган (в главной роли работницы по имени Мод, тайно завербованной в ряды суфражисток), Мэрил Стрип, Хелена Бонем Картер — исполнительницы первого ряда. Во-вторых, вышеупомянутая прямолинейность здесь уместна: все-таки это мейнстримное, зрительское кино, и чтобы донести до зала, какой ценой было завоевано вроде бы очевидное равноправие, стоит иногда идти на лобовые приемы.

Черно-белая трагикомедия «Зажигая звезды» (Энди Годдар) также содержит биографические элементы: в пятидесятых годах прошлого века честолюбивый литератор Джон Бриннин (Элайджа Вуд) приглашает знаменитого поэта Дилана Томаса (Селин Джонс) выступить на серии литературных вечеров в Нью-Йорке — и превращает свою жизнь в настоящий кошмар, ведь гений оказывается еще и обременен незаурядным и непредсказуемым характером. Фильм неровный, но по-своему яркий.

Биографический акцент поддержан и комедией «Леди в фургоне» (Николас Хайтнер). Однажды напротив лондонской квартиры британского драматурга и сценариста Алана Беннетта припарковался потрепанный желтый фургон. Водительница — эксцентричная бездомная старушка мисс Шеперд (Мэгги Смит) — обещала не задерживаться больше трех месяцев, однако в итоге прожила под окнами писателя 15 лет, превратившись в любимицу района, местную достопримечательность и, в конечном счете, героиню пьесы Беннета, по которой и снят фильм.

Полная противоположность этой легкой и смешной истории — психологическая драма «45 лет» (Эндрю Хей) — размеренная, как копание в забитом слежавшемся белье в семейном шкафу. Кейт и Джефф Мерсер готовятся к празднованию условного юбилея: 45 лет совестной жизни. Все меняет роковая неожиданность — письмо на имя Джеффа с сообщением о том, что в Швейцарии найдено тело Кати — немки, с которой у него была связь и которая погибла в их совместном походе за пять лет до его свадьбы с Кейт. История построена на пристальном внимании к жестам, словам и реакциям. Шарлотта Ремплинг и Том Кортни получили «Серебряных медведей» на последнем Берлинском фестивале за лучшие женскую и мужскую роли. Сделать что-либо увлекательное о чете, прожившей вместе полвека — задача не из легких, но, по крайней мере, можно найти приличных исполнителей на главные роли.

Конечно, наиболее известным фильмом фестиваля является «Лобстер» (режиссер — Йоргос Лантимос), удостоенный Гран-при жюри на последнем Каннском фестивале.

Как известно, один из эпизодов «Одиссеи» разворачивается на острове богини Цирцеи, которая славилась тем, что умела превращать людей в животных; так, большую часть команды Одиссея она обратила в свиней. Сняла проклятие только из любви к легендарному мореходу.

Неизвестно, вдохновлялся ли молодой кинематографист греческого происхождения Йоргос Лантимос древним эпосом своей исторической родины, но в «Лобстере» превращение в животных — неизбежность, подобная античному Року. Изображенный здесь миропорядок жестоко отторгает одиночество. Одиноких людей изгоняют из города, заключают в специальном отеле и дают полтора месяца на поиск пары среди постояльцев. Если это не удается, изгнанников превращают в животных (к счастью, вид можно выбирать самому) и ссылают в лес. В лесу, впрочем, не так все просто, поскольку там окопалось партизанское движение одиночек, командира которого играет звезда «Жизни Адели» и последнего фильма про Джеймса Бонда — Леа Сейду. Но «Лобстер» — не трагедия, скорее, трагифарс. Собственно лобстером хочет стать главный герой в исполнении Колин Фаррелла. Фаррелл в этой роли комичен метко и тонко. Более или менее смешны и другие герои: актерский состав здесь близок к безукоризненному, а Лантимос выдерживает идеальный баланс между абсурдом, цветовым минимализмом и сарказмом.

Одним словом, хотя британская кинематография по многим параметрам уступает соседкам по Европе — французской или немецкой — она все-таки регулярно производит достаточное количество фильмов практически на любой вкус.

Может, когда-нибудь так же будет и у нас.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ