У американского кино-комиксового концерна «Марвел» — две главные беды. Первая — экранизируя свои знаменитые комиксы, они их максимально драматизируют, что не всегда идет на пользу (как, например, в недавних «Мстителях: Войне бесконечности»). Вторая — все эти супергеройские сюжеты должны быть связаны между собой, поэтому в кинематографической Вселенной «Марвел», насчитывающей уже 20 фильмов, слишком людно.
Так вот, «Человек-муравей» и «Человек-муравей и Оса» — это истории, авторы которых с легкостью разрешили обе проблемы.
Во-первых, это — самая смешная часть марвеловской фильмографии. Режиссер Пейтон Рид и команда сценаристов всегда держат в голове, что слово «комикс» — однокоренное с комедией, но при этом не впадают в упрощение или в пошлость, как в другом «Марвел»-комиксе с претензией на юмор — «Дэдпул».
Во-вторых, протагонистов здесь немного, потому что история — более или менее лирическая, не о спасении всех и вся. Бывший вор Скотт Лэнг (Пол Радд) в костюме Человека-муравья, позволяющем ему многократно увеличиваться или уменьшаться. Хэнк Пим (Майкл Дуглас) — ученый, этот костюм изобретший, и к Скотту относящийся настороженно. Дочь Хэнка — Хоуп (Эванджелин Лилли) — она же Оса — воительница не менее ловкая, чем Скотт, и, в отличие от последнего, гораздо менее склонная попадать в идиотские ситуации.
Первый «Человек-муравей» вышел в 2015-м и четырехкратно окупил бюджет. А «Человек-муравей и Оса», о котором идет речь, вернул затраты на свое производство уже в первые выходные проката.
Рецепт тот же: остроумные и скорострельные диалоги, комическая — но без подросткового перебора — актерская игра, острый сюжет, множество высококлассных трюков, построенных на резком уменьшении-увеличении людей и предметов. В «Осу» щедро добавили еще и довольно безумные спецэффекты.
На этот раз конфликт разворачивается сразу по трем линиям: Хэнк хочет освободить свою жену Джанет из квантового пространства, где она исчезла много лет назад. В дело, впрочем, вмешиваются разъяренная девушка-призрак Эйва Старр (Ханна Джон Кеймен), чье тело находится в состоянии атомной нестабильности — поэтому она может проходить сквозь стены и почти неуязвима в бою, но обречена на страшную боль, — и торговец крадеными технологиями Сонни Берч (Уолтон Гоггинс), преследующий собственную выгоду. Ленг вляпывается во все приключения по очереди, а ведь ему еще надо оставаться примерным отцом и не нарушить условия домашнего ареста — ФБР следит. Смешны в итоге все — и злодеи, и рыцари, и даже ФБР.
Можно сомневаться в том, что люди и вещи выдержали бы столь резкие перепады размеров. Скептически относиться к фантазиям авторов о «квантовом пространстве». Но это современная сказка, это аттракцион, поэтому законы здесь соответствующие: если зрелище достаточно увлекательное и яркое, то физикой можно пренебречь.
Оно и вышло — веселое, легкое, яркое.
Но тень общей катастрофы из «Войны бесконечности» в финале ложится и на мир Муравьев.
Конечно, они выпутаются.
И попутно насмешат всех до мокрых брюк.