Лента снята по мотивам знаменитого романа Виктора Гюго. Трудно найти более популярное литературное произведение, к которому так часто обращаются режиссеры театра и кино. Если быть точнее, то в основу новой картины положен не роман, а его адаптированная для сцены музыкальная версия. Том Хупер, лауреат премии «Оскар» (фильм «Король говорит!»), приспособил для экрана знаменитый мюзикл Клода-Мишеля Шенберга и Алена Бублиля. Его премьера состоялась в 1980 г. в Париже и не сходила со сцены 21 год. Мюзикл «Отверженные» был поставлен в сорока двух странах, и за тридцать лет триумфального шествия по сценам мира его посмотрело свыше 60 миллионов зрителей. Театральная популярность знаменитого романа не стала препятствием для того, чтобы его неоднократно экранизировать.
Впрочем, на экран «Отверженные» попали еще в эпоху становления профессионального кинематографа. В 1912-м Капеллани создал четырехсерийную киноверсию произведения французского классика, и она сыграла важную роль в формировании сценарного искусства. Популярность картины способствовала моде на экранизации хорошей литературы. «Отверженных» экранизировали почти полтора десятка раз. Самые знаменитые киноверсии романа связаны, прежде всего, с именами популярных актеров, игравших роль бывшего каторжника Жана Вальжана. Так, в 1958-м вышел фильм с Жаном Габеном, а четверть века спустя в четырехсерийной картине Вальжана сыграл Лино Вентура. В 1995 г. Клод Лелуш снял «Отверженные» с Жаном-Полем Бельмондо, перенеся действие романа в начало ХХ века. Через три года взялся экранизировать популярный сюжет режиссер Билле Огуст (совместное производство Великобритании, Германии и США). В 2000 г. был сделан четырехсерийный телефильм. Кроме этого, существует два мультсериала (предыдущие же экранизации «Отверженных» были сделаны в 1925, 1934, 1935, 1952 гг.).
Есть основание полагать, что не только самой зрелищной, но и самой кассовой станет картина, снятая британским режиссером в 2012 году. И не в последнюю очередь благодаря полюбившимся меломанам композициям («У меня была мечта», «Верни его домой», «Еще один день» и др.).
Фильм-мюзикл начинается с впечатляющей сцены на верфи, где закованные в кандалы преступники, часть которых находится по пояс в воде, тянут за канаты корабль. При этом, как и некогда бурлаки на Волге, они поют исполненную гнева и печали песню...
Современные технологии применяются создателями фильма и в других сценах, так что зритель (с высоты птичьего полета) может наслаждаться и видами Парижа начала ХIХ века, и красотой Альп, на скалах которых расположен древний монастырь (в нем и произойдет перерождение героя, обретшего веру в любовь и милосердие Бога).
Но главной приманкой для публики остаются мелодраматические любовные коллизии и социальный пафос романа-эпопеи, которые и сделали его сюжет столь популярным на протяжении полутора сотни лет. Пока в мире будут существовать униженные и оскорбленные, в нем всегда будет оставаться актуальным вопрос о том, кто же является преступником. Те, кто попадает за решетку из-за украденной буханки хлеба, или попирающие закон сильные мира сего, которые и создают унизительные, а порой невыносимые условия жизни для миллионов простых людей? Не менее важным в картине остается и выходящий за социальные рамки философский вопрос — о сути человека. Что это? Некая биологически и социально обусловленная машина, которая работает лишь в заданных природой и обществом параметрах, или свободный, способный к метаморфозам дух? Это не праздный вопрос, ибо от ответа на него зависит качество и направление не только чьей-то отдельной жизни, но и человечества в целом. Как и Гюго, создатели фильма верят не в бездушные социальные институты, а в творческую, преображающую силу динамичного духа. Как и в романе, тема религии и любви, способной творить чудеса, заключающиеся, прежде всего, в преображении человеческой души, является в картине едва ли не главной.
Сыгравший роль Вальжана Хью Джекман очень убедительно показал перерождение своего героя. Из затаившего злобу на весь мир преступника он превращается в близкого к святости филантропа. Глаза актера, в начале картины пылающие обидой и гневом, в финале излучают любовь и сострадание. Внутренние коллизии, душевные метаморфозы становятся в фильме не менее важными и привлекательными для публики, нежели все неожиданные повороты и перипетии увлекательного сюжета, построенного все на той же извечной борьбе добра и зла.
Душевные превращения происходят ближе к финалу и с антиподом Вальжана, преследующим его всю жизнь инспектором Жавером (Рассел Кроу), чья убежденность в том, что закон превыше любви и однажды оступившийся человек навсегда остается преступником, терпит поражение. Обратная метаморфоза происходит с Фантиной (Энн Хэтэуэй), которая, оставшись без работы, ради спасения маленькой дочери начинает продавать свое тело — в ее случае вера и надежда сменяются отчаянием и обидой на весь мир.
Для Виктора Гюго, боровшегося пером против социальной несправедливости, тема преображения человека была едва ли не ведущей в его творчестве. Спасение для отверженных авторы новой экранизации романа вслед за его автором видят в религии, любви и революции.