Постановка создана по мотивам оперы Астора Пьяццолли «Мария из Буэнос-Айреса» — единственная опера композитора, которая была написана в 1967 году в сотрудничестве с поэтом-сюрреалистом Орасио Феррером (автор либретто). Премьера, которая состоялась в следующем году в Театре Sala Planeta в Буэнос-Айресе, вызвала дискуссию, что не удивительно. Во-первых, оперой это произведение можно назвать лишь условно. Здесь совмещаются пение, танец, миманс и даже кукольное действо (кстати, центром киевской постановки станет большая — величиной в рост человека — кукла, специально созданная для проекта); эта композиция — что-то среднее между оперой, опереттой, мюзиклом и сарсуэллой (испанский музыкально— драматичный жанр, который совмещает вокальные выступления, диалоги и танцы). А во-вторых — сама форма оказалась в то время достаточно смелой для танго, которому здесь отведена первоочередная роль.
Символический сюжет, центральной фабулой которого является любовный треугольник (в этом смысле, произведение в известной степени автобиографично). Главная героиня — девушка из провинции Мария, полублудница-полусвятая — приезжает в Буэнос-Айрес, где попадает в среду воров и сутенеров. Заканчивается все гротесковым судебным процессом над Марией и ее сюрреалистическими похоронами. После этого женщина воскресает, а ее тень бродит по городу...
Для самих же творцов оперы, Астора Пьяццолли и либретиста Орасио Феррера, образ Марии символизирует саму историю танго, которое зародилось в конце ХIX в. в самых бедных эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса как «гремучая смесь» европейских танцев и аргентинской милонги. Это уже более позднее танго стало национальным символом Аргентины, не без влияния «великого Астора», который вносит в музыку танго элементы джаза и классической музыки. В результате появилось явление, которое получило название tango nuevo (новое танго). Собственно «Мария из Буэнос-Айреса» — яркий образец этого стиля. Грустная и меланхоличная, эта музыка в то же время исполнена страсти и по-своему жизнеутверждающая.
— Исходя из сюрреалистического либретто, это произведение является пространством для фантазии режиссера, — комментирует режиссер-постановщик проекта Анастасия ГНАТЮК. — Поэтому существует множество режиссерских версий этой оперы. Но мы исходили не столько из сюжета, сколько из музыки («указателем» здесь является лейтмотивная система). Для меня лично ценным материалом для размышлений стали также письма самого Пьяццолли. Кстати, он был против «метафорических» режиссерских прочтений оперы, которые она претерпела еще при жизни композитора.
Премьера «Марии» состоялась год назад, сейчас мы покажем постановку в третий раз. К сожалению, в этот раз без моего преподавателя и наставника Ирины Нестеренко, которая была руководителем проекта. В «третьей попытке» будет больше мистики, треша и больше любви...
В спектакле принимают участие: Мария (милонгитта) — Елизавета Липитюк (сопрано)
Соловей (поэт) — Александр Чувпило (тенор), Ведьмак (хозяин бара) — Андрей Маслаков (бас-баритон), Автор мистерии — Александр Рудько (художественное слово), ансамбль народных инструментов «Родные напевы» (руководитель — Юрий Карнаух), ансамбль балета «Терен» (руководитель, хореограф — Евгений Дралов), солисты — Яна Блажко, Роман Сергиенко, Мария Вихляева (фортепиано), Ольга Чернокондратенко (скрипка) и Владимир Шаруев (гитара).