Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Большие дела делаются не с набега»

Национальный художественный музей Украины объявил о создании на своей базе Музея современного искусства!
28 июля, 2017 - 13:15

То, о чем все говорили и чего ожидали последние 25 лет, становится реальностью? Подробности специально для «Дня» рассказала заведующая отделом искусства ХХ — начала ХХІ вв. Национального художественного музея Украины, участник рабочей группы Оксана БАРШИНОВА.

— Речь идет не просто о Музее современного искусства, а именно о государственном музее, инициатором или, если хотите, платформой для создания которого является Национальный художественный музей Украины. Имеем и инициативную группу, в состав которой входят не только наши сотрудники, но и почтенные специалисты. Дело в том, что НХМУ давно занимается современным искусством, как минимум, со времен «Общественной коллекции» Дюрича и Подольчака (их инициативу в 2004 г. «Время меценатов», когда художники обратили внимание на то, что в главном музее страны нет коллекции современного искусства, и объявили ее «общий сбор»). А уже с конца 2000-х мы постоянно проводим выставки, пополняем коллекцию, у нас, наверно, единственных в Украине, появилась отдельная категория хранения — ММ (mixed media — смешанные техники). Мы стали собирать видео, фотографии, объекты — то, что нельзя разложить по полочкам, как в традиционном музее, чья коллекция делится на живопись, графику и так далее. Вероятно, в настоящее время ситуация «вызрела». Можно, конечно, сколько угодно коллекционировать современный арт, даже в отдельный фонд. Но все чаще мы сталкиваемся с проблемами, которые лежат сугубо в сфере компетенции именно музея современного искусства. Например, со специфическим отношением к авторскому праву, совсем другой юридической базой, с тем, что необходимы особые условия хранения. Подобными вопросами должна заниматься отдельная, специализированная структура. Пусть она сначала и будет развиваться под крышей нашего музея, а со временем, мы надеемся, «отпочкуется».

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

«ВАРИАНТЫ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫЕ»

— Есть еще один важный момент, — продолжает пани Оксана. — Занимаясь современным искусством, мы столкнулись с тем, что, хотя его события происходят прямо у нас на глазах, сама информация о них, «память», выскальзывает от нас с невероятной скоростью. Например, умер известный современный художник, а у нас, по большому счету, нет ничего о его творчестве. Кстати, так случилось с Валентином Раевским. Где его произведения? Особенно плохо, если семья, наследники не идут на контакт с музеем...

Кажется, с 2005-го все рассчитывали, что новое, возведенное по модерным технологиям здание музея современного арта появится по ул. Институтской. Но недавно участок, где его планировали построить, отдали будущему музею Майдана...

— Здесь очень важно, что даже не музею — а мемориалу Майдана. А это вообще отдельный тип институции...

А где будет находиться ваш Музей современного искусства?

— Это вопрос, который нам тоже придется решать. Впрочем, не только нам: музей Майдана от него не освобождается... Когда еще земля будет передана им по-настоящему, и когда еще будет построено здание... Дай Бог всем коллегам удачи! Хотя мы не удовлетворены ситуацией, которая сложилась. У нас был меморандум с музеем Майдана об общем пользовании участком, на котором появятся сразу два музея. Проект можно разработать любой — и мировой опыт такого рода есть. Например, та же «Фабрика Шиндлера» в Кракове разделена между двумя музеями очень похожего профиля: Музеем Холокоста и прекрасным Музеем современного искусства (МОСАК). И ни один из них не будет в обиде... В целом, мы, конечно, не отступаемся от Институтской. Но понимаем, что варианты могут быть разные.

— Есть идеи, где еще в столице может появиться подобный музей? Конечно, в НХМУ даже для самого вашего музея места мало...

— Конечно! Да и специфика совсем другая. А содержание, как известно, определяет форму... Мы сейчас думаем, что нам может подойти. С другой стороны, уже есть запрос от нашей, НХМУ, дирекции к Киевраде. Музей может работать в любой точке Киева.

«ОПЫТ НЕУДАЧ МЫ ИЗУЧАЕМ»

— В Киеве был прецедент строительства на Троещине Театра «Вільна сцена» Дмитрия Богомазова. Уже и проект был, но чиновники поменялись — и все утихло. Сейчас мы наблюдаем еще и за ситуацией вокруг многострадального Театра на Подоле, который строили последние 30 лет...

— Опыт неудач мы изучаем. Да, в нашей ситуации сложно быть оптимистом. Тем более что чиновники действительно вовсе не заинтересованы в новом музее. Но... Мы очень рассчитываем на «гражданский сектор» — на то, что к созданию музея можно будет привлечь частный капитал. И еще — на зарубежные гранты.

А Министерство культуры вас поддерживает?

— Пока кое-что настороженно относятся. Морально готовы нас поддержать. Но понимают, что самим придется новый музей финансировать... Мы осознаем всю сложность ситуации, особенно финансовой. Нам необходимо завоевать доверие. На данном этапе — просто работаем. Мы уверены, что нас поддержат и коллекционеры, меценаты, ведь проблема музеефикации современного искусства объединяет нас всех.

«ЗАНИМАТЬСЯ НУЖНО СРАЗУ ВСЕМ»

— Каким вы видите будущий Музей современного искусства? На какое из известных музейных сооружений должно быть похоже здание? Какой будет экспозиция?

— О здании еще рано говорить. По нашему мнению, в будущем, музей будет состоять из двух частей. Виртуальной платформы и реальной, оффлайновой экспозиции и фондов. Сейчас мы боремся за появление «материальной» части. И обсуждаем с вами, в первую очередь, эту нашу мечту. В рамках ее реализации, мы уже сегодня занимаемся и сбором материалов, и формированием архива, оцифровкой видео. Очень важно — знакомиться с мировым опытом работы музеев современного искусства... В настоящее время в государстве все очень быстро меняется. Уже принят Закон о культурном фонде. Очевидно, вскоре появятся совсем другие принципы финансирования культуры. И это прекрасно!

Идея музея актуализировалась потому, что современный арт (к нему мы относим и созданное во второй половине ХХ в., и самые современные работы) в Украине еще мало изучен. Сегодня это стало особенно очевидным. Как в один голос сказали нам эксперты, «заниматься нужно сразу всем». В коллекции НХМУ представлены по минимуму разные авторы. Но хотелось бы собрать и получить возможность детальнее исследовать и разные периоды, и творчество разных художников. Составить, по возможности, монографические коллекции.

Через сколько лет, как вы рассчитываете, появится ваш Музей современного искусства? Когда откроется?

— Пять лет — наш срок для «закладки фундамента». За это время должна быть сформирована нормативная, финансовая база, наработаны механизмы пополнения коллекции — в целом, все предпосылки нормальной работы. А в принципе... Вспомним историю появления НХМУ. Строить его начали, а денег все время не хватало. Но инициативная группа киевлян продолжала «пробивать» появление музея — и все сложилось! Кстати, тогда, в 1899-м, все тоже началось — с участка. С большими сложностями, под будущий «Городской музей предметов старины и искусств» выделили участочек земли на обочине — болотистый, никому не нужный. Освятили музей через пять лет после официального открытия, в 1904-м. Я к чему это вспоминаю? История повторяется! Большие дела делаются постепенно, не «с набега».

В течение пяти лет мы «пробьем» участок, наработаем нормативную базу, продолжим собирать архив и коллекцию. И постоянно будем информировать о нашей работе публику. Планируем договориться с разными экспозиционными площадками и проводить выставки будущего музея у них. Чтобы все видели, чего мы уже достигли. Хотим также проводить воркшопы, организовывать лекции. Ведь современное искусство — это не в последнюю очередь еще и хорошее образование. Плюс пригласим зарубежных специалистов, чтобы поделились опытом с самими музейщиками. Планов у нас много, но они продуманы и реалистичны.

Анна ПАРОВАТКИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ