«День« всегда уделяет очень много внимания культурологическим проектам. В частности, и воплощаемым Львовской национальной галереей искусств им. Бориса Возницкого.
В 2021 году таких проектов было немало. Но все идет к тому, что 2022-й будет еще насыщеннее, в том числе – международным сотрудничеством. И об этом дальше – в разговоре с директором ЛНГИ Тарасом Возняком.
«НЕ ДЕЛАЕМ ВЫСТАВОК К ЮБИЛЕЯМ»
– Прошлый год для Львовской национальной галереи искусств был достаточно производительным, - говорит Тарас Степанович. - Мы и дальше внедряем программу организации выставок, которые являются знаковыми и важными для сообщества, которое интересуется художественным процессом. То есть не делаем выставок до 60 - или 70-летий, а делаем такие, которые могут изменить культурную ситуацию, по крайней мере, в нашем городе Львове. И в этом контексте радуемся тому, что начали показывать известных на Западе, но мало известных в Украине художников. Например, художник-модернист Ярослава Качмар, которого мы представляли в нескольких локациях.
– Да, «День» рассказывал об этом. Те выставки были в Музее Пинзеля и во Дворце Лозинского.
– Очень интересный мастер – Борис Фирцак, уроженец Закарпатья, который живет и в Киеве, и во Львове. Это чрезвычайно изысканный, чрезвычайно деликатный, субтильный художник.
Прошла и своего рода итоговая, за сколько-то там лет, выставка Евгения Равского «От мифа к мифу». Евгений Равский – очень известен львовский художник, но вместе с тем такой огромной персональной выставки, которая прошла во Дворце Лозинского, у него, наверное, не было.
Кроме модерной живописи, показываем и реставрационные наши достижения. В частности, в Музее Пинзеля выставлена часть иконостаса церкви Святой Троицы из Жовквы, который сейчас находится на реставрации. Но фрагменты этого иконостаса мы выставили рядом со скульптурами Пинзеля – можно с ними ознакомиться.
В то же время делаем выставки светского характера. Например, Владислава Шерешевского, которая состоялась во Дворце Лозинского.
Мы пробуем не то возвращать, не то актуализовать имена художников, которые вроде бы и известные, но не до конца оценены львовским сообществом. Так, состоялась, например, выставка Петра Гуменюка. Я думаю, что такой огромной выставки у него еще не было. Она проходила одновременно во Дворце Лозинского (основная) и в Музее Ивана Крестителя, где была выставлена иконопись Гуменюка.
Сделали мы и выставку уже теперь классика Владимира Лободы, и это для Львова – тоже достижение.
Ну, и отметили несколькими выставками столетие Михаила Дзиндры – и на пленэре, вокруг Дворца Потоцких, и в Музее модернизма, и во Дворце Лозинского. Есть, напомню, и Музей Дзиндры, где можно ознакомиться с творчеством мастера.
Вместе с тем, открываем новые имена. И, наверное, одним из наибольших достижений для нас является имя украинского модерниста Осипа Васькива – абсолютно не известного до этого года никому! Его можно ставить рядом с Александрой Экстер и Казимиром Малевичем. Мало того, что они участвовали одновременно в одних и тех же выставках – модернистская, авангардистская революция в искусстве ХХ века происходила при его непосредственном участии. Осип Васькив был человеком, который мыслил таким способом, в свое время и на своем месте. Это не кубизм 2022 года – это кубизм 1912 года! Джорджо де Кирико аналогичные композиции делал лет через двадцать после Васькива. Но Джорджо де Кирико – известен всем, а Осип Васькив – нет. По крайней мере, до сегодня. Мы сейчас делаем его каталог, и я думаю, что это будет первое такое репрезентативное издание, которое вернет имя Осипа Васькива в перечень лиц, которые творили украинское искусство в ХХ веке. В то же время сотрудничаем с другими регионами Украины, в частности – с Закарпатьем, с Павлом Ковачом. Перед тем делали выставку львовянина, но уроженца Закарпатья известного художника Мариона Илку.
БОЛЬШАЯ РЕСТАВРАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОСОБЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
– Что интересного у вас было по замкам?
– Мы реализовывали программу «Большой реставрации и строительства». Сделали несколько проектов. Еще несколько – в процессе реализации. Завершенным можно считать реставрацию костела Святого Иосифа в Подгорцах – это, несомненно, жемчужина нашего архитектурного наследия. Идет реставрация кухонного корпуса в Жовковском замке – ликвидируем его аварийное состояние, что получили в наследство, а это – длительный процесс. Работаем в Монастыре капуцинов, где есть огромные запасники нашей галереи (и Украины в целом).
– В этом году Львовская галерея искусств хвасталась еще одним действительно незаурядным событием – говорю об адаптации Музея Пинзеля для людей с особенными потребностями. Это же, наверное, скорее, исключение в музейной практике.
– Этот процесс мы начали очень давно. В самом начале дигитализировали скульптуры Пинзеля. Кроме того, вместе с нашими партнерами отпечатали эти скульптуры, чтобы люди с изъянами зрения могли с ними ознакомиться, потому что не могут визуализировать эти объекты. А уже после этого возникла идея создать объект, который будет вежливым, доступным для разных групп посетителей (не только незрячих, но и таких, которые имеют проблемы с опорно-двигательной системой – передвигаются на колясках, также для других категорий посетителей – например, тех, кто плохо слышит). И нам удалось, собственно, на базе Музея Пинзеля создать объект, где таким людям будут доступны абсолютно все экспонаты, без всякого ощущения дискомфорта («День» посвятил этой теме несколько публикаций. См., в частности, статью «Отныне – без ограничений» от 4 декабря 2021 года. - Т.К.). Да, соглашаюсь с мнением, что это – один из редких объектов в Украине. И не идет речь в этом случае только о нехватке средств на переоборудование. Это же у нас такая традиция – когда человеку с особенными потребностями не недоступны сокровища культуры. Музей Пинзеля, думаю, – начало работы в этом направлении. Теперь, когда будем что-то реставрировать или реконструировать, будем принимать во внимание и это, социальное, направление, чтобы людям с особенными потребностями комфортно было в музее.
ОЦИФРОВАТЬ НАДО 65 ТЫСЯЧ ЕДИНИЦ ХРАНЕНИЯ
– Знаменательным для галереи прошлый год был и тем, что издан шикарный каталог коллекции ЛНГИ.
– Да, вы правы. В этом году вышел один из самых репрезентабельных каталогов, который мы делали вместе с партнерами из Киева. Работали почти три года. В прошлом году получили результат этой совместной деятельности. Но должен сказать, что Львовская галерея искусств еще такого каталога, который представляет все наши подразделения (а это 18 позиций отдельных музеев), не имела. Теперь можем представлять Львовскую галерею искусств целому миру. Сейчас наш земляк Андрей Юраш, недавно назначенный Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в Ватикане, повезет несколько экземпляров каталога кардиналам, которые будут заниматься сотрудничеством в области культуры. И у нас есть планы. Возможно, за год-два организуем выставку упомянутого Пинзеля или других представителей школы пластической резьбы XVIII века в одном из музеев Ватикана.
– Стоит, наверное, сказать и об оцифровке фондов.
– Эти работы в действительности длятся уже несколько лет. Но в 2021 году был осуществлен проект по качественной оцифровке. Часть оцифрованного уже выставлена в интернете – ознакомиться с нашими фондами может каждый желающий. Процесс будет длиться и длиться, потому что идет речь о 65 тысячах единиц хранения. На сегодня сделали тысячу – наиболее репрезентабельных.
2022-Й: КИЕВЛЯНЕ, ЛЬВОВЯНЕ И НЕ ТОЛЬКО И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
– Что в планах на год текущий?
– Хотим представить мастеров киевской современной живописи – Алексея Аполлонова, Алексея Белюсенко, Елену Придувалову, Ахри Аджинджала, которые являются знаковыми для Украины.
Потом хотим представить коллекцию Юрка Бойко (годы жизни 1959 - 2017, искусствовед, директор известной галереи «Гердан», ул. Руськая во Львове. - Т.К.), который, к сожалению, рано ушел из жизни, но осталась его коллекция, которая отражает определенную эпоху в львовской культурной жизни.
Вместе с тем хотим представить художника Ростислава Котерлина из Ивано-Франковска. Хотим сделать выставку и Платона Сильвестрова, который когда-то жил во Львове, потом – в Германии. Его семья согласилась на то, чтобы привезти его выставку во Львов. Будет большая итоговая выставка Михаила Красника – и реставратора, и художника-модерниста.
Будем радоваться и будущими выставками Николая Шимчука – профессора Львовской академии искусств и Виктора Москалюка – тоже профессора Львовской академии искусств.
Есть еще много замыслов. Посмотрим, что получится, а что – нет.
– Возможно, что-то спланировали по международному сотрудничеству?
– Да, есть несколько проектов. В феврале откроем во Дворце великих князей литовских в Вильнюсе большую репрезентативную выставку скульптур Пинзеля и его современников. Во Дворце Потоцких будем открывать выставку наград (орденов) с их изображениями в живописи (из фондов нашей галереи). Это событие организуем с Таллиннским музеем фалеристики.
Кроме того, начинаем большой проект с Вильнюсским художественным музеем. У нас есть огромная баталия, где представлен гетман Хоткевич. А он, как все знают, – литовского происхождения. Наша баталия поедет в Вильнюс. Выставка будет продолжительной, потому что сама транспортировка такой огромной баталии – очень дорогостоящая.
– Еще несколько предложений в завершение, Тарас Степанович.
– Не хотим сглазить, но сейчас нам все удается. Надеемся только на то, что в Украине будет мир и не случится какой-то катастрофы. А всех тех проектов по организации выставок – как за рубежом, так и в Украине, по продолжению реставрации – еще больше, чем было. Мы способны их сделать. Только было бы спокойствие в нашей стране.