Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бучма и бучменята

85-летняя история театра в лицах
17 ноября, 2004 - 20:32
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ». НИКОЛАЙ (А. БУЧМА) И АННА (Н. УЖВИЙ) / АМВРОСИЙ БУЧМА

«День» продолжает публиковать цикл материалов о корифеях-франковцах (начало в №171, продолжение в №201), и посвященный 85 летию Национального академического драматического театра им. И. Франко.

Бронек Бучма, молодой перспективный актер львовского театра общества «Руська бесіда» играл в первой постановке «Украденного счастья» Ивана Франко того рьяного парня, который был вожаком сельской молодежи и на празднике Пущения возле трактира острым словом донимал жандарма. Юный артист увлекался игрой своего кумира, Василия Юрчака, в роли Николая Задорожного. И кто мог тогда предвидеть, что спустя тридцать лет знаменитый артист Амвросий Бучма прекрасно сыграет Николая на сцене Киевского театра имени Ивана Франко и получит за эту работу свою первую Государственную премию.

Тот молодой актер Бронек Бучма на юбилее Франко пожмет руку Ивану Яковлевичу, и пожатие это отпечатается в его эмоциональной памяти навсегда. Организовав в 1919 году Новый Львовский театр, Бучма даст ему имя Франко, и оно перейдет к театру, образованному слиянием нескольких актерских групп в Виннице в 1920 году. К тому самому театру имени И. Франко, который сегодня работает в столице Украины как национальный, академический, который прославлен и любим.

Довольно скоро Бучма покинул новообразованных франковцев в поисках новых средств выразительности, нового театра европейского образца. Эти поиски привели его к старому другу еще галичанской юности, партнеру по театру общества «Руська бесіда» Лесю Курбасу, к его Творческому объединению «Березиль» (ТОБ). Здесь, в «Березиле», он встретил необыкновенной красоты молодую актрису Валентину Бжескую, свою жену на всю жизнь. Пятую, как считала, улыбаясь, Валентина Ефимовна. Так и прожили они невенчанные (ведь советская же власть) и незарегистрированные (потому что стыдно — разве мы не доверяем друг другу?) почти сорок лет. После смерти Амвросия Максимилиановича на Рожденство 6 января 1957 года факт их брака пришлось устанавливать в судебном порядке по свидетельствам Н. Ужвий и других бывших березильцев для юридических формальностей уже другой эпохи.

В «Березиле» семьи близко дружили: Бучмы, Наталья Ужвий и ее тогдашний муж поэт-футурист Михаил Семенко, Дмитрий Милютенко и его жена балетмейстер Надежда Шуварская. Так и переехали все вместе по распоряжению правительства в 1936 году из Харькова, из разгромленного «Березиля» (арест Л. Курбаса в 1933 году) в столичный Киевский театр имени И. Франко.

В семье Бучмы сохранились воспоминания об этом переезде. Амвросий Максимилианович выехал раньше, ждали репетиции у франковцев и съемки на Киевской киностудии. Жил в Киеве в гостинице «Континенталь» (сейчас Музыкальная академия) на улице Городецкого (тогда Карла Маркса). А Валентина Ефимовна осталась в Харькове улаживать домашние дела. Накануне отъезда к ней, на улицу Гиршмана, 10, кв. 1 пришел Михаил Семенко с саквояжем. Они с Ужвий тогда уже развелись, Наталья Михайловна с сыном Семенко Михасем поехала в Киев.

Окна бучмовской квартиры на первом этаже были уже «раздеты», с улицы было хорошо видно, что делается в доме. Валентина Ефимовна с Семенко долго беседовали на кухне. Он просил передать Ужвий саквояж с его рукописями, сокрушался о разрыве с ней. Глухой ночью попрощался, ушел, а на улице его арестовали. Саквояж с рукописями поэта исчез — при переезде вещей, узлов было много. Кто-то помогал...

Первой ролью А. Бучмы в его втором пришествии к франковцам был Роман Круча в «Банкире» А. Корнейчука (1937). Актер представил образ романтичности и внешнего подобия Леся Курбаса, репрессированного друга и учителя.

Второй — полицмейстер Иван Коломийцев в «Последних» М. Горького, моральный урод, садист. Бучма с такой обличительной силой играл этого «очаровательного негодяя», что режиссер Кость Кошевский не на шутку испугался слишком явных алюзий и даже просил снять его фамилию с афиши. И недаром. Один из высоких советских чиновников, который сдал репрессивному молоху немало выдающихся художников, в восторге от игры артиста сделал ему комплимент: «Ваш Коломийцев такой привлекательный, я ему сочувствую». Актер отрезал: «Я не виноват, что у вас родственные души...»

Каким чудом Бучма избежал репрессий? Возможно, его уберег экранный Шевченко, воспроизведенный актером еще в немом фильме. Возможно, не было кому поручить роль В.И. Ленина, которая постановлением правительства Украины была поручена в театре им. И. Франко Бучме. «Правда» А. Корнейчука, с впервые выведенным на сцену образом «вождя мирового пролетариата», посвящалась 20-летию Октябрьской революции, «в честь» которой в северных лагерях массово расстреливали людей.

В работе над образом Ленина Бучма чуть не застрелился. Провал роли был равен смерти, а не совпадало буквально все: строение лица, рост, речь. Актер плохо понимал этого человека, не чувствовал его. Работа над ролью была безумной. И, конечно, мифотворной. Иначе и быть не могло в 1937 году. Тогда фигурой Ленина государство заменило народным массам Бога. И в этот миф поверили миллионы. Поверил и артист.

Но Бучма избежал «вождизма», пафоса, черт сверхчеловека. Его Ленин был живым, немного охрипшим от речей, искал воду и пил из солдатского котелка, умащивался на столе с записной книжкой на колене. Были, конечно, и «знаковые» жесты вытянутой руки, и трибуна со спрятанным суфлером Л. Билоцеркивским в ногах — не дай Бог ошибиться в каноническом тексте. Но на бурные аплодисменты пораженных зрителей Бучма выходил без грима, с париком в руке, в чуть расстегнутой рубашке без галстука — кланялся артист, а не вождь. Этика художника...

В тяжелое время Великой Отечественной войны Бучма возглавлял одну из фронтовых бригад франковцев, был на Сталинградском и Донском фронтах во время решающей битвы на Волге. Амвросий Максимилианович, уезжая на фронт, сказал волновавшимся родным: «Я привезу вам победу».

Работы на франковской сцене принесли А. Бучме две Государственные (Сталинские) премии — за «Украденное счастье» И. Франко (1940) и «Макара Діброву» А. Корнийчука (1949). Зрители ходили в театр «на Бучму». Но немало его творческих мечтаний здесь не осуществилось — Ричард III, король Лир и Шейлок В. Шекспира, Сирано де Бержерак Э. Ростана. «Ты еще не наигрался?» — спрашивали артиста, которому не исполнилось и шестидесяти, наверху, на Банковой, в ЦК КП(б)У, отказывая ему в трагедийных ролях. Своеобразная форма творческих репрессий. И он играл всякую драматургическую мизерию, создавая и здесь из эпизодов актерские шедевры.

Много помогал актерской молодежи — творчески и материально. Он многих вывел в мастера через партнерство, репетиции, аудитории театрального института, советами и комментариями, невзначай брошенным словом, шуткой, самим своим присутствием в театре — Виктора Добровольского, Нонну Копержинскую, Ольгу Кусенко, Аркадия Гашинского, Николая Панасьева, Костя Степанкова, Михаила Заднипровского, не говоря о многих других. Недаром в театре его называли «отцом». В день его смерти отменили традиционный «капустник», примчались в дом, хоронили всем театром, всем Киевом, всей Украиной. И до сих пор франковцы приходят 6 января к Бучме на Байковое кладбище. 45 лет подряд. Только в этом году не хватило франковцам сил на этот подвиг памяти, такой нужный для духовного здоровья актерской молодежи...

Валентина Ефимовна Бучма- Бжеская в «Березиле» была просто акробатической актрисой. Каталась на роликах в «Алло, на волне», исполняла сногсшибательные танцы. В театре им. И. Франко она играла в основном эпизодические и второстепенные роли. Но эксцентриада, наработанная в трюках березильских спектаклей, помогала ей создавать в этих миниатюрах острые, выразительные характеры. Ее Шарлотта в «Вишневом саде» А. Чехова, Розалия в «Филумене Мортурано» Э. де Филиппо, Настя в «Украденном счастье» И. Франко, госпожа Стессель в «Порт-Артуре» И. Попова и О. Степанова, миссис Старкуедер в «Краже» Д. Лондона выразительны гримом, стилем поведения, модуляциями голоса и красноречивым блеском больших глаз.

Несколько ролей она играла по очереди с другими, знаменитыми, актрисами — Н. Ужвий, П. Нятко. И была в них другой, но не менее выразительной, чем они. Например, в роли Натальи Ковшик («Калиновая роща» А. Корнейчука) у Бжеской не было лирической лукавости Ужвий, но выразительнее звучала убедительная сила современной деловой женщины.

Валентина Ефимовна (в девичестве Стрилец, а по матери Борщ), дочь земского фельдшера из Белой Церкви, закончила гимназию, читала французскую литературу и прессу в оригинале, владела польским, прекрасно вязала, играла на фортепьяно и даже в старости шла на прогулку красиво одетая. До первого инфаркта была стройной, легкой и утонченной в одежде, курила сигареты, во время войны крутила табачные самокрутки, от чего ее тоненькие пальчики стали темно-коричневыми. От первого брака с Георгием Николаевичем Бржеским, полуполяком, математически одаренным мужчиной, имела сына Игоря.

В период несовершенной советской паспортизации Игорь утратил из фамилии «лишнюю», «неудобную» букву «р» и стал «Юрьевич», потому что кто-то из тогдашних писарчуков решил, что так проще и вообще «Георгия» тоже зовут «Юрой». Игорь Бжеский, так и не усыновленный пасенок Бучмы, стал ему настоящим родным сыном и обрел прекрасного отца. Игорь Юрьевич очень много сделал для фиксации мыслей и опыта Амвросия Максимилиановича — практически все основные статьи Бучмы написаны рукой Игоря с голоса отца.

С детства Игорь был очень близоруким. Искал свою судьбу в медицине по пути деда Стрильца (медучилище), потом в Харьковском химико- технологическом институте. А после переезда Бучм в Киев «пришла коза к возу» — Бжеский поступил на режиссерский факультет Киевского театрального института. А вместе с ним и молодая его жена, с которой он встретился еще в Харькове, — Ирина Ивановна Зубова. Она поступила на актерский курс к Константину Павловичу Хохлову. Это были чуть ли не первые супруги среди студентов театрального института, которые еще на втором курсе, не прерывая обучения, обзавелись ребенком. Девочку назвали Валентина в честь обеих ее бабушек...

Война застала франковцев на гастролях в Москве, а бучменят в Киеве — только что закончили третий курс. Игоря в армию не взяли из-за страшной близорукости. Вывезла их в эвакуацию Мария Ивановна Литвиненко-Вольгемут, прославленная украинская оперная певица. Еле встретились Бучмы с бучменятами в Тамбове. Игорь работал в театре им. И. Франко помощником режиссера, а Ирина во вспомогательном составе — в массовке пела и танцевала. Позже играла маленькие эпизоды и роли — горничная в «Последних», змиивна в «Котигорошке», Урсула в «Много шума из ничего».

Но в 1948-м разразилась «война с семейственностью», и бучменят сократили с театра. Игорь пошел доучиваться на режиссуру в театральный институт к Виктору Довбищенко. Дипломный спектакль по примитивной пьесе туркменского драматурга Гусейна Мухтарова «Честь семьи» ставил в родном театре (1952, диплом со знаком отличия). Потом работал в первой когорте режиссеров Украинского телевидения, которое только начиналось. Но начал катастрофически терять зрение. Пошел на Киевскую киностудию художественных фильмов (второй режиссер на «Павке Корчагине» у А. Алова и В. Наумова), самостоятельно снимал по невероятно примитивным сценариям. Творческий путь закончил признанным режиссером Киевской киностудии научно-популярных фильмов. Игорь Юрьевич был человеком фантастической эрудиции и удивительной порядочности. С психологически сложной судьбой сына гениального отца.

Ирина Зубова на сцену не вернулась. Взвалила на себя непростой груз ведения большого дома, всегда полного гостей. Присматривала за тяжелобольным свекром — Бучмой. Возила его по санаториям и больницам, ухаживала дома. И так почти пять лет. Амвросий Максимилианович и умер у нее на руках. Впоследствии работала не по специальности, растила внука и правнуков. Сейчас Ирине Ивановне 88 лет, у нее светлый ум, многое помнит и все такая же приветливая хохотушка.

Это моя семья — дед Бронек, баба Вадя, папа и мама. Поэтому и мне некуда было деться от театра, хотя тянуло то в токари по металлу, то в капитаны дальнего плавания, то в лесничие — в зависимости от прочитанных книг и успешности грибной охоты.

Театр — это моя судьба. Потому что маленькой меня пеленали и кормили на площадке четвертого этажа театрального института на Крещатике, 52. Потому что росла возле тети Наташи (Ужвий), дяди Мити (Милютенко), первая моя любовь в три года — Женана (Евгений Пономаренко). Но в актрисы не пошла — в первом классе надела очки, как и отец. Режиссура — не женская профессия, это я понимала. Оставалось театроведение. Вот и закончила с отличием родной театральный институт им. И. Карпенко-Карого по этой специальности среди умных однокурсников, сегодня известных в Украине театроведов. Меня учили те же преподаватели, те же стены Крещатика, 52, что и моих родителей. Это требовало от меня особой старательности и ответственности — чтобы не запятнать честь семьи, имя деда. Пришлось в таком режиме много работать всю жизнь. И тогда словно само собой пришло все, что сегодня имею — кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, профессор кафедры театроведения родного института, теперь Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого.

И я счастлива, потому получаю радость от любимой работы, талантливых учеников, которые «вышли в люди», нашла свою дорогу и идут по ней самостоятельно. В театре им. И. Франко бываю как критик. Пишу о нем и его деятелях, люблю их, как родных, и страдаю от их бессилия, ошибок и неудач (у кого их нет?), как от своих собственных. Поэтому пусть не обижаются, когда причиняю им боль — пытаюсь лечить, даже диагностировать болезнь. Зато радуюсь самым маленьким успехам франковцев, как солнышку, как новому дню.

А нынешнюю фамилию дал мне покойный муж, режиссер и театральный педагог Александр Самсонович Заболотный. Он вошел в бучмовскую семью уже после смерти Амвросия Максимилиановича, но знал и почитал деда как гениального актера. Что не помешало ему поставить «Украденное счастье» в Волынском театре им. Т. Шевченко (Луцк) концептуально иначе, чем было у Г. Юры, и при том чрезвычайно успешно.

В театре им. И. Франко А. Заболотный был на стажировке, ассистировал выдающемуся режиссеру С.В. Данченко в постановке спектакля «Украденное счастье». Александр Самсонович положил в Киеве начало Молодежному (сейчас Молодой) театру. Воспитал с «пионеров» плеяду известных мастеров театра, эстрады, цирка. Заложил методические основы профессионального обучения актеров, начиная с 6— 7 лет в Киевской детской Академии искусств.

Правнук Бучмы, наш сын Алексей Заболотный, в театральную профессию не пошел, стал совершенным знатоком и успешным преподавателем английского языка. Хотя его дети, праправнуки-бучменята, кажется, таки имеют творческий дар. Наталья красиво поет в хоре «Щедрик», Антон, возможно, будет актером. А пока в театре им. И. Франко они бывают как благодарные зрители.

Все мы почитаем свою семью, свои корни, имя которым Амвросий Бучма.

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, специально для «Дня», фото из книги Ростислава КОЛОМИЙЦА «Франківці»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ