Посетив Закарпатский художественный музей им. Иосифа Бокшая, замечаешь не только уникальные экспонаты, но и тесноту в выставочных залах и коридорах, которая явно не к лицу заведению такого уровня. Почему одно из не слишком многочисленных в Ужгороде мест, которое создает ему славу культурного центра всего Закарпатья и является оберегом его богатейшего культурного наследия, находится в таком состоянии, — поинтересовался у его директора Франциска Эрфана?
«Заведение с такими традициями и бесценным наследием художественных шедевров, каждый европейский город берег бы, как зеницу ока. У нас, как модно было говорить в советские времена — «на культуру денег нет», — говорит директор музея. — В 1979 году Закарпатский художественный музей, который входил в структуру Закарпатского краеведческого музея и размещался в Ужгородском замке, выделили в самостоятельное учреждение и перенесли в здание бывшего жупаната Ужанской жупы, возведенному в 1809 году. В стенах этого здания в 1930-е годы находился Земский музей, а называлось здание — Дом культуры и печати. Коллекция Земского музея положила начало основе собрания будущего художественного музея. Сегодня, благодаря исследовательской и собирательной работе, уникальности коллекции и плеяде звездных имен художников, произведения которых находятся в хранилище, музей превратился в своеобразную Мекку почитателей закарпатской школы живописи».
В настоящее время фонды музея насчитывают больше 11 тысяч экспонатов. Это произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения, французского романтизма, итальянского классицизма, раннего голландского реализма, искусство стран Центральной Европы, произведения русских художников XVIII—XX вв. Здесь — самая большая на постсоветском пространстве коллекция полотен венгерских художников, в том числе живопись М. Мункачи, И. Ревеса, Ш. Холоши, Д. Руднаи. И, конечно, самое большое приобретение — работы художников Закарпатья. Это — шедевры признанных корифеев изобразительной культуры нашей страны И. Бокшая, А. Эрдеи, А. Коцки, Ф. Манайла, А. Борецкого, В. Свиды, З. Шолтеса, мемориальная экспозиция академика И. Грабара, современных мастеров изобразительного искусства Закарпатья.
Для полноценной организации экспозиций музея сегодня необходимо выставочных площадей раз в 10 больше, ведь он владеет самым большим в Украине собранием произведений А. Эрдеи, около 100 работами И. Бокшая, 1500 — Ф. Манайла, 2000 — А. Коцки. Впрочем, действующие экспозиции способны вместить до 1,5% существующих музейных фондов. Сегодня в постоянно действующих экспозициях выставляют только отдельные произведения И. Бокшая и А. Эрдеи, ведь многие посетители художественного музея, приехав в Ужгород, хотят увидеть не столько мировые или общеукраинские шедевры, а, прежде всего, работы известных закарпатских художников, которые составляют славу закарпатской живописи, потому что нигде их не увидят.
«В 2003 году из баланса города в собственность области передали ориентировочно 2 тыс. кв. м здания бывшего жупаната, оставив правое крыло в коммунальной собственности Ужгорода, куда городская власть поселила структуры, которые не имеют никакого отношения ни к искусству, ни к музейному делу, ни к культуре вообще, — говорит Франциск Эрфан. — Была договоренность, что в процессе постепенного отселения этих структур, освобожденные площади будут передаваться музею. Однако к этому так и не дошло и поныне. В высвобожденные помещения городская власть постоянно переселяет те структуры, которые выезжают из тех зданий города, которые идут на продажу. В итоге строение приходит в упадок».
В то же время городская власть ни интеллектуально, ни духовно, ни материально не может использовать по назначению те здания, которые принадлежат ей. Входя в пятерку центров художественной культуры Украины вместе с Киевом, Одессой, Харьковом и Львовом, Ужгород не имеет своей картинной галереи. Ни мэрам, ни депутатам городского совета, ни горисполкому на протяжении многих лет и нескольких созывов подряд — это не нужно. Удивляет культурная «серость» действующей власти, для которой вопрос культурного наследия, — на последнем месте. Грустно, потому что в цивилизованных странах именно музеи, а не базары или супермаркеты, являются предметом гордости горожан. Если этого не осознаем, то рискуем потерять статус всеукраинского центра художественной культуры. А большего удара по престижу города трудно и представить, потому что Ужгород никогда не станет ни промышленным, ни торговым, ни банковским городом.
«На протяжении нескольких лет мы обращаемся к городской власти выполнить решение областного совета о передаче помещений для нужд художественного музея, чтобы создать здесь единый культурный центр, что дало бы возможность не только увеличить выставочные площади музея, но и создать реставрационную мастерскую, основать музей книги и печати, центр масштабных культурно-художественных акций. Однако на наши обращения из кабинетов городской власти приходят банальные отписки», — говорит Франциск Эрфан.
Сегодня единственная надежда на то, что интеллектуальное сообщество края таки повлияет на депутатов Закарпатского областного и Ужгородского городского советов, чтобы те пришли к общему решению о создании на Жупанатской горе мощного культурного центра. Таким поступком, на исходе своей нынешней каденции, они еще имеют шанс показать свою принадлежность к краевой элите.