Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Букет «Черемшини» на снегу

Автор песенного шлягера Василий Михайлюк отмечал бы 80-летие...
13 января, 2009 - 19:49

В далеком 1981 году на Украинском телевидении демонстрировалась программа «Сонячні кларнети» — своеобразный отчет каждой области нашей страны о деятельности самодеятельных художественных коллективов. Особые надежды в Киеве всегда полагались на Западный регион, в частности, и на Черновицкую область, потому что в те времена среди участников самодеятельности выступали: София Ротару, Владимир Ивасюк, ансамбли «Смерічка» и «Карпати». Однажды в телепрограмму пригласили Вашковецкий народный хор, в репертуаре которого были песни самодеятельного композитора Василия Михайлюка. Сам Василий Филиппович в то время болел, а хором руководил амбициозный юнец. Он высказался недостаточно корректно в адрес автора двух песен, которые должны звучать в передаче. На что получил жесткий ответ, следствием которого стала жалоба. Мне стало больно за то, что человека, которого знали везде, обижает обычный, хотя и «музыкально подкованный» хам! Возможно, в смысле профессиональной подготовки он и имел преимущество перед Михайлюком, но ведь таких песен, как «Смерічка», «Стежечка» или «Анничка», а тем более «Подаруй мені Карпати», он ни одной не создал! Даже не говорю о песне, которая в 1967 году была признана самой лучшей в мире, которую пели и переводили в Европе, Америке и Азии...

Василий Филиппович Михайлюк был очень скромным человеком. Он родился 13 января 1929 года. Хотя его семья была бедной, но юноша мечтал о музыке. На пороге хаты Василий забивал гвоздики, натягивал на них проволоку, как струны на цимбалах, и палочками играл на них. Однажды его мать зацепилась за этот оригинальный «инструмент» и чуть не упала, но сына не наказала, а только сказала: «Будешь, вероятно, музыкантом». И как в воду глядела. В 1940-м Василий пошел в украинскую школу (впервые открытую в Вашковцах после более чем двух десятилетий румынской оккупации Буковины). Но через год пришли немцы, и мальчик на дорогах войны чуть не потерялся, попал каким-то образом в Барнаул. А там военный привел его в свой полк. Василий попал в духовой оркестр, с которым дошел до Вены. До последних дней своей жизни Михайлюк хранил солдатский треугольничек 1943 года — письмо, которое он написал матери с фронта. И это был его единственный документ, удостоверявший его участие во Второй мировой войне. Именно на основании этого документа ему начисляли мизерную ветеранскую надбавку к такой же пенсии, которую он заработал в государстве Украина за более чем 50 лет верного служения музыке.

Но он был другой, не такой, как все. И хотя его беспокоили финансовые трудности, из-за которых он вынужден был в преклонном возрасте не мемуары писать, а садить, ухаживать и охранять от соседских кур помидоры, он был настоящим композитором. Он весь принадлежал музыке.

В оркестре полка В. Михайлюк получил хорошую музыкальную подготовку и там написал первое произведение — «Марш Богунского полка». Демобилизовался домой, на Буковину. Попал на работу в Вашковский районный дом культуры, начал учиться в Черновицком культурно-просветительном училище. Впоследствии Василия направили на курсы хоровых дирижеров во Львов, на которых преподавал сам Николай Колесса. Выдающийся маэстро приглашал талантливого буковинского самочка к себе на курс в консерваторию. Но в то время у Михайлюка уже была семья, и он отказался. Его дочка Лида вспоминала, что в детстве часто ходила к отцу на работу, ездила с хором на различные концерты и выступления и все никак не могла понять, что же это за робота для мужчины — стоять на сцене и размахивать руками? И только впоследствии почувствовала, какой это тяжелый, изнурительный труд. В ее памяти навсегда запомнился день, когда хор выступал в Киеве на сцене Октябрьского дворца.

Тяжело было бы определить, что важнее в деятельности Михайлюка-музыканта — работа с хоровыми коллективами, в которых он учил десятки, сотни людей чувствовать песню, душевно, трепетно исполнять ее, или написанные им песни — романтические, нежные, такие, каких жаждала утомленная «маршами коммунистических бригад» обычная человеческая душа, если бы не одна песня, ставшая его звездой и подтвердившая его уникальный композиторский талант.

Он рассказывал, что с лета 1964-го в его столе лежало стихотворение, написанное другом и соавтором Николаем Юрийчуком, которое, однако, не взволновало его: он считал, что музыка должна родиться, прозвучать сначала в нем самом. Как ни старался, ничего не выходило, особенно с припевом. А тут — весна, цветущий май. Михайлюк взял нож и пошел на луг — нарезать веточек для клумбы. И на другом берегу реки вдруг увидел, как расцвела черемуха. Такой она ему показалась живой, что вдруг зазвучали в нем слова из стихотворения Николая:

«Всюди буйно квітне черемшина, мов до шлюбу вбралася калина...»

Он забыл о лозе, о клумбе — побежал домой. Сразу же сел за инструмент — старый венский рояль, чтобы сыграть то, что сейчас услышал в себе...

— Мы с мамой стояли под дверями и слушали, как рождается песня, — вспоминает дочка композитора Лидия Васильевна. — Папа потом говорил, что ему показалось, как будто-то не черемуха, а наша мама в свадебном наряде идет навстречу.

Песню «Черемшина» впервые исполнила самодеятельная певица Нина Нечипоренко. Но среди самых любимых исполнителей самого Василия Филипповича был, прежде всего, Дмитрий Гнатюк. Певец говорил, что «это песня моей души. Я ее всегда пел с таким удовольствием, с такой любовью. Я глубоко уважал автора «Черемшини». Это был добрый, теплый человек».

«Черемшина» имела невероятный успех. Достаточно было на концерте объявить: «Василий Михайлюк. «Черемшина», как зал взрывался аплодисментами. В фондах Черновицкого областного радио сохранилась уникальная запись мужского квартета из Японии «Роял найтс», который исполняет песню Михайлюка на японском языке. Все слова перевели, кроме слова «черемшина». Кстати, этот коллектив, который гастролировал в бывшем СССР несколько раз, дважды побывал в Черновцах и таки познакомился с автором песни. А еще стоит вспомнить невероятный голос украинки из Америки Квитки Цисык, которая пела эту песню с особым настроением.

Да где только не пели «Черемшину»! В Югославии, Канаде, США, Польше, Индии... Исследователь Григорий Нудьга в монографии «Українська пісня в світі» пишет, что в 1967 году во Франции песня «Черемшина» была признана самой популярной песней в мире.

Интересно, что когда в 1968 г. команда киевского «Динамо» стала чемпионом СССР и победила шотландский «Селтик», то именно на мелодию «Черемшини» был создан гимн в честь футбольной команды, в котором были такие слова: «А прийдуть часи, що і «богиню» (подразумевалась «Ника», которой награждали чемпионов мира по футболу) заховають в українську скриню».

За более чем 40 лет, прошедших со времени создания этого песенного шедевра, песня не потерялась в архивах и сборниках — ее любят современные певцы. Стоит назвать только три имени: София Ротару, Таисия Повалий, Александр Малинин.

Композитор написал за свою длинную творческую жизнь около 200 песен. В последние годы он много энергии отдавал восстановлению народных обрядов, песням на религиозную тематику. В 2003 г. Черновицкий мемориальный музей Владимира Ивасюка положил начало проекту «В полоні пісень», к участию в котором пригласили и Василия Михайлюка.

Был февраль. Морозы, пурга были такими, что останавливали транспортное движение. И не было уверенности, что Василий Филиппович приедет из Вашковцев, ведь и чувствовал он себя не очень хорошо (он перенес уже 5-й инфаркт). Но композитор, все же приехал! Он привез в подарок музею автограф песни «Карпатский вальс», а еще подписал на память книгу своих песен, составленную и изданную на средства почитателей творчества композитора Марией и Владимиром Лобураками.

Маэстро сел за рояль Владимира Ивасюка и сыграл свое последнее произведение — молитву «Отче наш»...

Через два с половиной месяца композитора не стало. В Черновцах на «Аллее звезд» есть «звезда Василия Михайлюка». Это пока единственный памятник выдающемуся музыканту, чьи произведения звучат с различных сцен сегодня, но в основном, как нынче принято, без упоминания об авторе...

Парасковия НЕЧАЕВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ