Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Он был исполнен разногласий

К 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича
19 декабря, 2006 - 19:15
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ

Критики сильно расходились в своих мнениях насчет его произведений. Его называли первым советским гением и в то же время обвиняли во всех смертных грехах. Его награждали самыми престижными премиями и затравливали до невозможности что-то писать. На премьерах зал стоя принимал его произведения, а в прессе его называли «антисоветским» композитором и формалистом.

На протяжении года в различных залах мира музыканты посвящали концерты Дмитрию Шостаковичу. Не исключением был и Киев. На базе Национальной музыкальной академии Украины состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная творчеству Д.Д.Шостаковича. Почетным гостем и участницей конференции стала жена композитора — Ирина Антоновна Шостакович, которая не была в Киеве уже более 30 лет...

В музыкальных произведениях Шостаковича — множество музыкальных идиом, калейдоскоп масок. Его музыкальные тексты способны понимать только подготовленные слушатели. И статьи Дмитрия Шостаковича в средствах массовой информации сегодня читаются по-новому. Будущим исследователям еще доведется выяснить, какие из этих статей и выступлений отражают истинные взгляды композитора, а какие были мотивированы к написанию вследствие весомой аргументации «так нужно». Музыковеды откровенно называют газетный язык композитора столкновением словесных масок — чужого и авторского слова. Чужое слово предложено официальным партийным жаргоном; это обычная риторика сталинских лет, однако представленная Шостаковичем либо в «высоком», либо в пародийном, иногда — корявом стиле. Авторское слово, которое стоит рядом, также внезапно сменяется самопародированием. Мозаика словесных масок, где «чужое» и «свое» иногда не разграничены, делает сегодня публицистику Шостаковича слишком острым чтением.

Тоталитарный режим отразился и на сознании музыкальных критиков. Поэтому одной из генеральных тем нынешней конференции была тема музыковедческой рефлексии. Именно авторы строк 70—80-х годов пересмотрели свои работы и по-новому оценили и отнеслись к творчеству Дмитрия Шостаковича. За два дня научной конференции прозвучало много докладов, среди которых были и размышления по поводу неизвестных автографов Д.Шостаковича (Ольга Дигонская, Москва), и рассказ о работе над изданием «Дмитрий Шостакович. Страницы жизни в фотографиях». Действительно, сегодня много о чем может рассказать фотография. Взглянуть хотя бы на титульную страницу программки конференции. На ряде портретов у композитора такой взгляд, что «хотелось обнять его, пожалеть, но я не посмела, потому что передо мной был САМ Шостакович», — писала в своих мемуарах известная певица Галина Вишневская. Существует только одна фотография, на которой музыкант улыбается. Но и этот снимок является знаковым — грустная и точная визуальная характеристика внутреннего состояния: уста улыбаются, а глаза выглядят болезненными, напряженными, сосредоточенными. Кто помнит Шостаковича, отмечает, он всегда так смотрел — во время работы ли, или просто за дружеской беседой. Ему словно все время чего-то недоставало. Мог посреди разговора извиниться и уйти в комнату, чтобы записать внезапные музыкальные мысли. Все время был в поиске, прислушивался к самому себе.

Поэтому одними из самых ценных докладов конференции были эссе людей, которые сотрудничали, виделись с Дмитрием Шостаковичем. Среди них — воспоминания первой в Украине исполнительницы партии Екатерины Измайловой — певицы Евдокии Колесник, композитора Мирослава Скорика. Сторона исполнительского искусства была освещена и ракурсом совместного творчества композитора с выдающимся певцом — Борисом Гмырей, для голоса которого Д.Шостакович написал «Пять романсов на слова Евгения Долматовского» в 1954 году. Конференция завершилась прослушиванием архивных записей певца в Музее-квартире Б.Гмыри с комментариями председателя Фонда Б. Гмыри — Анны Принц...

В учебниках давно уже называют Шостаковича «классиком», однако до сих пор не стихают дискуссии относительно его творчества. Музыковеды продолжают критиковать его произведения так, как не посмели бы классиков. И если композиторам Джузеппе Верди и Жоржу Бизе критики «позволяют» свободное отношение к первоисточникам во время написания опер, то Шостаковича этим самим упрекают. А еще говорят, что о гениальных произведениях не спорят. Хотя на самом деле — совсем наоборот. Только гениальные произведения действительно способны вызывать жгучие дискуссии — такие, как в случае с творчеством Шостаковича. Ведь эти произведения истинны, а понимание истины, как известно, рождается в спорах.

Яна ИВАНИЦКАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ