Это был первый из серии запланированных на лето конкурсов (питчингов) на получение финансирования, проведенный уже при новом руководстве Госкино. Официальное название — Тринадцатый конкурсный отбор кинопроектов по направлениям «Игровые полнометражные фильмы-дебюты (национальные и совместное производство)» и «Игровые короткометражные фильмы-дебюты (национальные и совместное производство)».
Ко второму этапу отбора Совет по поддержке кинематографии допустил заявки 30 полнометражных и 77 короткометражных фильмов.
Четыре дня в одном из киевских кинотеатров на Левом берегу Днепра проходили выступления продюсеров и режиссеров перед экспертами.
Началось с технического конфуза. Каждый питчинг, как известно, обязательно сопровождается трансляцией в интернете на youtube-канале Госкино. Итак, вышли первые участники, представили проект. Еще проект — и вдруг оказалось, что трансляции нет. Питчинг задержали на 2:00, в течение которых пытались наладить трансляцию. Так и не наладили. Наконец один из присутствующих включил Фейсбук-трансляцию с личного телефона. Сказать, что ее качество оставляет желать лучшего, — это ничего не сказать. Тем, с кого начиналось рассмотрение, пришлось повторять презентации.
В экспертную комиссию, которая оценивала дебюты, вошли Людмила МОСКОВЧУК, Александр КРАСОВИЦКИЙ, Тарас БОСАК, Геннадий КОФМАН, Дмитрий СУХАНОВ и Михаил ПЕТРЕНКО. Результаты их голосования утверждал Совет по государственной поддержке кинематографии. По правилам конкурса дебюты могут претендовать на стопроцентную финансовую поддержку, максимально разрешенный бюджет при этом — 12 млн грн. Большинство полнометражных проектов просили у Госкино именно такие суммы.
В конце концов, после голосования экспертов и Совета финансирование подтверждено для 7 полнометражных заявок. Здесь опять не обошлось без скандала. По результатам оценки эксперты рекомендуют Совету принять такие проходные баллы: 39 — для полнометражных дебютов, 40 — для короткометражных. Рада подняла проходной балл до 41, но почему из двух проектов, «Самородков» (режиссер — Ольга ЗОЛОТАРЕВА) и «Жары» (Денис Колесников), выбрали только первый — при абсолютно равном балле 41,14, не говоря уже о художественном потенциале «Жары», который явно не уступал «Самородкам».
Так или иначе, гарантированно государственное финансирование получат 7 дебютов. Первые три из них с большой вероятностью будут иметь хорошие перспективы на международных фестивалях, поэтому о них немного подробнее.
Я И ФЕЛИКС
Производители — LimeLite и ForeFilms, продюсеры — Владимир ЯЦЕНКО и Анна СОБОЛЕВСКАЯ, режиссер — Ирина ЦИЛЫК, сценарист — муж Ирины, прозаик, ветеран АТО Артем ЧЕХ.
«Я и Феликс» — это экранизация неопубликованного романа Артема Чеха «Кто ты такой?». Весной 2021 г. он выйдет в издательстве Meridian Czernowitz. Книга и фильм рассказывают о взрослении подростка по имени Тимофей в 1990-х, о его семье, друзьях, первой любви и отношениях с бывшим контрразведчиком Феликсом, который стал частью его семьи. История показана глазами ребенка. ForeFilms обнародовала тизер будущего фильма, в котором главные роли сыграли известный писатель Юрий ИЗДРЫК и сын режиссера Андрей. В съемочной группе есть лауреаты «Золотої Дзиги» — художник-постановщик Влад ОДУДЕНКО и Сергей СТЕПАНСКИЙ, известный и как звукорежиссер, и как актер (фильм «Вулкан»).
Звезда поэтессы и режиссера Ирина Цилык взошла в январе этого года, когда ее полнометражная неигровая драма «Земля голубая, как апельсин» получила приз за лучшую режиссуру в конкурсе мировой документалистики американского фестиваля независимого кино «Сандэнс». В игровом жанре Ирина сняла несколько короткометражек. Относительно будущего фильма она отмечает: «Мы еще ищем лицо этого фильма, потому что говорить о наших 1990-х можно очень по-разному. Я сама ловлю себя на том, что негативные воспоминания о моих детстве и юности до сих пор со мной, но я вижу их довольно размыто, потому что фокус своих воспоминаний перевожу преимущественно на другое: на залитые солнцем дворы, беготню с друзьями, замазанные зеленкой колени, счастливые моменты единения с родителями (когда у них было все хорошо), домашние праздники, походы в лес и на рыбалку, просмотры диафильмов, музыку, которая так часто звучала в моей квартире, игры с папиными нунчаками, игры, беседы, это все, что у меня никто не отберет. Поэтому и в этом фильме я планирую часто идти таким путем. Конечно, здесь важно не переступить тонкую грань и не романтизировать те опыты, которые одновременно нас травмировали. Этого также было полно, конечно».
Продюсеры надеются показать картину на фестивалях класса А, в частности в Каннах, Венеции, Торонто и на том же «Санденсе». Премьера в Украине запланирована на ноябрь следующего года.
ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ РОБИНЗОН
Производитель — ООО «Кіновир», продюсеры — Екатерина ШЕВЧЕНКО и Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ, режиссер — Сергей ГАВРИЛЮК, автор сценария — Мирослав Слабошпицкий.
По сюжету все начинается в роковой день 26 апреля 1986 г. Главный герой — солдат-срочник внутренних войск (роль должен исполнить Иван ШАРАН), который охраняет заключенных в спецпоезде. Его пытаются изнасиловать «деды» — солдаты более раннего призыва. Герой их убивает, убегает, попадает в хаос эвакуации и в конце концов остается жить в зоне отчуждения на 13 лет, а возвращается к цивилизации, только когда использует последний патрон. Социализация в новом времени становится не менее травматичной, чем вынужденная самоизоляция. Примечательно, что в зачине автор частично использовал историю солдата ВВ Артураса САКАЛАУСКАСА, который в 1987-м, так же не выдержав издевательств старослужащих в спецпоезде, расстрелял их и скрылся.
Этот сценарий, написанный в соавторстве с Олегом РЕМПИНСКИМ (1966-2015), отмечен дипломом первого Всеукраинского конкурса сценариев «Коронация слова» (2001). И хотя режиссером является 58-летний актер Сергей Гаврилюк, который играл у Слабошпицкого в фильмах «Глухота» и «Ядерные отходы», мало кто сомневается, что проект станет частичным возвращением Мирослава в киноиндустрию — ведь после сенсационного успеха «Племени» он фактически выпал из профессии: съемки «Люксембурга» сорвались, а «Антропоцен» (оба фильма — также о зоне) попал под урезание средств, выделенных на кино.
По стилистике это явно будет немногословная жесткая драма в постапокалиптических декорациях — возможно, похожая на те же «Ядерные отходы».
ЛЯ ПАЛИСИАДА
Производитель — ООО «Виател», продюсеры — Галина КРИВОРЧУК и Саша ЧУБКО, режиссер, сценарий — Филипп СОТНИЧЕНКО.
В Киеве, в 1996-м в озере находят убитого милиционера. Александр — уважаемый судебный психиатр, которого только полгода отделяют от выхода на заслуженную пенсию. Он должен сыграть ключевую роль в расследовании запутанного дела. Крайнего напряжения и трагичности всей ситуации добавляет то, что охваченные жаждой мести за убийство своего товарища правоохранители спешат завершить дело до введения моратория на смертную казнь, который наступает через 5 месяцев. Собственно, именно Александр может спасти жизнь подозреваемых, признав их невменяемыми как психически неполноценных.
31-летний Сотниченко — один из самых ярких режиссеров своей генерации. Почти каждая из его короткометражных работ отмечена формальным совершенством, увлекательными экспериментами с киноязыком, точной драматургией. Филипп будет снимать «Ля Палисиаду» в стиле мокьюментари, то есть стилизации под документалистику. На деньги от Украинского культурного фонда режиссер уже сделал 4 минуты пробного материала, и эта съемка поражает аутентичной атмосферой — это действительно типажи и «картинка» середины 1990-х. Потенциально «Ля Палисиада» может стать центральным событием в нашем кино следующего года.
КОГДА НАМ БЫЛО 15
Производитель — ООО «Диджитал Релиджн», продюсеры — Виталий ШЕРЕМЕТЬЕВ и Наталья ЛИБЕТ, режиссер — Анна БУРЯЧКОВА, соавтор сценария — режиссер Марина СТЕПАНСКАЯ («Сломя голову»).
Обещают подростковую драму в декорациях 1990-х. Стилистика соответствующая: акцент на крупных планах и ярких цветах, быстрая съемка и музыка тех лет. На площадке будет работать психолог, чтобы предотвратить стрессы среди актеров-подростков. Анна Бурячкова до сих пор имела опыт постановки рекламы, а также музыкальных видео у таких разных исполнителей, как «Океан Эльзы», «Друга Ріка», Джамала и Анастасия «Стасик» ШЕВЧЕНКО.
Продюсеры планируют устроить мировую премьеру фильма на одном из кинофестивалей класса А — в Берлине или Венеции, а украинскую — на Одесском кинофестивале или «Молодости». Украинский прокат планируют в 2022 г.
СКАЖИ УКРАИНА
Производитель — ООО «Мир и Ко продакшн», продюсеры — Мирослав ГАЙ и Кирилл НЕЧМОНЯ, режиссер — Сергей ЛЫСЕНКО.
Главный герой фильма — оператор-документалист Дэн. Он снимает важные исторические события Украины: Майдан, войну на Донбассе, присоединяется к волонтерскому движению. Сюжет — классический конфликт чувства и долга: Дэн узнает, что его дочь потеряла слух, и теперь ему надо выбирать между крайне нужной многим людям работой и возвращением в семью.
Фильм основан на реальных событиях. Прокат — 2022 г.
ДВОЙНОЙ ИММЕЛЬМАН
Производитель — ООО «Эйдетизм Пикчерз», продюсер — Роман НЕГРИЕНКО, режиссер — Вера ЯКОВЛЕВА, сценарий — известная украинская писательница Ирэн РОЗДОБУДЬКО, которая уже имеет опыт экранизаций своих произведений («Пуговица», 2008).
Двойной иммельман — это фигура высшего пилотажа. По сюжету после падения украинского самолета члены экипажа оказываются на оккупированных территориях и вынуждены в одиночку выбираться оттуда, а для этого им придется провернуть «двойной иммельман» со своей жизнью. Главная героиня — мама одного из членов экипажа, которая пытается помочь сыну выбраться. Роздобудько строила сценарий на основе разговоров с людьми с оккупированных территорий.
В целом эта коллизия отчасти напоминает новый фильм Зазы Буадзе «Мать апостолов», где Наталья ПОЛОВИНКА играет мать пилота украинского самолета, сбитого над территорией ДНР: женщина отправляется за линию разграничения, чтобы найти и спасти сына.
В актерском составе запланированы Лариса Руснак, Истан РОЗУМНЫЙ, Виталий ИВАНЧЕНКО, Алексей Тритенко.
САМОРОДКИ
Производитель — ООО «База Филмз», продюсер — Артем КОЛЮБАЕВ, режиссер — Ольга ЗОЛОТАРЕВА.
По сюжету двое друзей отправляются в Житомирскую область на нелегальный янтарный Клондайк и вполне ожидаемо оказываются в эпицентре бандитской войны.
Главные роли в фильме сыграет дуэт youtube-комиков Бампер и Сус (Алексей СУПРУН и Сергей СУС), а также уже упомянутый Алексей Тритенко.
Фото предоставлены Ириной Цилык