Творчество известного польского писателя Славомира Мрожека ассоциируется с театром абсурда. Спорить с этим сложно, ведь идея бессмысленности жизни, лежащая в основе театра абсурда, в полной мере присуща его произведениям. С другой стороны, в пьесах Мрожека происходит не столько то, чего не может быть в принципе; скорее, странные и не совсем понятные бытовые ситуации предельно укрупняются и обостряются. Пьесы Мрожека убедительно доказывают: жизнь абсурдна в своей парадоксальности...
Фабула «Кароля» проста: на прием к врачу-офтальмологу (Павел Алдошин) приходят полуслепой Дедушка (Юрий Николаенко) с ружьем и его Внук (Сергей Савлук). Цель их визита, казалось бы, понятна: выписать для дедушки очки ( они необходимы для выполнения особой миссии — поимки и убийства некоего Кароля). За этим странным, на первый взгляд, сюжетом скрывается глубокий философский смысл и призабытые нравственные категории — честности, достоинства, принципиальности, порядочности. Мрожек обращается к нам, читателям и зрителям, с вопросом, ответ на который человечество пытается найти уже не одно столетие: оправдан ли конформизм? Кто истинный виновник — агрессивный невежда с оружием в руках или молчаливый интеллигент, движимый инстинктом самосохранения? Да и вообще, кто он — этот вечно читающий интеллигент в очках, ведь по ходу сценического действия Дедушке, казалось бы, удается исполнить задуманное и убить Кароля (хотя бы одного), — но вместо сраженного пулей человека на сцене появляется тряпичный манекен... Становится очевидно, что парадоксальность Мрожека — в том, что истинное преступление — это превращение врача в доносчика и пособника, а не «убийство» манекена...
Славомир Мрожек как автор художественно точен и афористичен. Харьковские зрители имеют возможность убедиться в этом на примере постановки пьесы «Эмигранты» ( в том же «Театре 19»). К сожалению, драматургическую точность Мрожека передал на малой сцене Дома актера совершенно другой состав исполнителей, тогда как в вечер премьеры ее очень недоставало: реакция зала на остроумные авторские решения была непривычно пассивна. Мрожек пишет смешно об отнюдь не смешных вещах: это даже не смех сквозь слезы; смеясь, ощущаешь, как бегают мурашки по телу...
Если сегодня режиссер берется за постановку пьес Мрожека, то это уже не дань моде, а внутренняя потребность, связанная, скорее всего, со стремлением к эксперименту и сотворчеству. Драматургические схемы могут стать основой глубоко персонифицированной манеры исполнения. К сожалению, потенциал литературного материала не раскрыт, и «развернуть роли собственными руками» актерам не удалось. Особенно неестественно выглядел интеллигент-доктор в исполнении самого молодого актера на сцене — Павла Алдошина (да и решение режиссера, Игоря Ладенко, доверить столь сложную роль молодому актеру кажется странным). Едва ли не полное отсутствие реакции на происходящие события лишило П.Алдошина главного — зритель так и не увидел момента перехода интеллигента в лагерь противника. На фоне увлеченного внешними эффектами Дедушки зрительское внимание привлек Внук, чей образ развивался от внутреннего понимания к внешнему проявлению, а не наоборот. Однако спасти ситуацию не удалось: переизбыток внешнего, будь то очередной клонированный манекен в руках или многоуровневый костюм, существенно ограничил творческую свободу актера С.Савлука.
К сожалению, «Театр 19» не порадовал зрителя и свежими режиссерскими решениями — многие излюбленные приемы Игоря Ладенко перекочевали из других его постановок. Наименее оправданными представляются «экскурсии» актеров в зрительный зал.
Сценография Екатерины Колесниченко была предсказуемой на фоне «рубленой» символистичности и пространственного минимализма. «Вневременные» костюмы персонажей напоминали наряды известных киногероев. Внешняя экономность оформления сценического действия странным образом сочеталась с чрезмерностью спецэффектов, касающихся изменения внешнего облика героев и светомузыкального сопровождения. Это не может не сказаться на восприятии постановки — зритель будет обсуждать игру актеров, а не поступки героев, качества спектакля, а не достоинства пьесы. И кто такой Кароль, — скорее всего, так и останется неизвестным. Человек другой национальности? Возможно. Другого вероисповедания? Может быть. А может, он просто не разделяет ваших кулинарных предпочтений? Почему бы и нет. Более образован? Ну и ладно! Любой может стать Каролем, если хоть чем-то отличается от Дедушки и Внука, у которых с собой заряженное ружье...
P.S. Гастроли харьковского «Театра 19» проходят в Киеве (малая сцена Дворца «Украина») с 24 по 27 октября. Вниманию столичной публики актеры представят три спектакля — «Эмигранты», «Кароль» и «Но все-таки».