Разноцветную картину сценических поисков представили участники V Международного театрального фестиваля «Сцена человечества», на днях прошедшего в Черкассах. Критика рассуждала о неопровержимой верности классике, разновидности ее трактовки, граничащие с «переворачиванием с ног на голову», и о целесообразности постановки экспериментальных спектаклей. Фестиваль дал возможность почитателям театрального искусства разложить этакий художественный «пасьянс» и придирчиво посмотреть на восемь спектаклей, которые показывали украинские и зарубежные коллективы.
Львовский театр им. М. Заньковецкой показал «Сватанье на Гончаровке» (режиссер Федор Стригун). Эта интерпретация напоминает массовые народные гуляния, когда даже личные вопросы глубоко интимного характера обсуждаются в присутствии толпы девушек и ребят, не только подслушивающих, но и дающих советы. Представление происходит под музыку Кирилла Стеценко. В спектакле попробовали найти и сыграть нетипичного Стецька. Не приземистого толстяка в парике, а простого парня, который кое в чем даже мудрее своих ровесников. Кстати, на фестивале встретились два Стецька — львовянин Василий Коржук и черкасщанин Юрий Берлинский. Встреча артистов была теплой, тем более что они в свое время учились у одного педагога — Бориса Ставицкого.
Днепропетровский театр им. Горького удивил зрителей трагикомедией «В сумерках» (по Алексею Дудареву). Этот спектакль уже пятый год в репертуаре коллектива, а сама постановка — ностальгия по советским временам и болезненная переоценка ценностей. И дело даже не в бюсте Сталина, белеющем на почетном месте на протяжении двух действий. По-видимому, этот спектакль воспринимался бы на ура, если бы его показали на День Победы. А на фестивале что-то не заладилось, и играли актеры не очень уверенно, да и трагикомедией спектакль назвать трудно.
Почитателей еврейского прозаика Исаака Зингера позабавили киевляне из Русской драмы. Изысканная мелодрама на два действия «Последняя любовь» (в ее основе лежит рассказ «В тени виноградника»), а семь страниц без каких-либо диалогов превратил в пьесу молодой московский драматург Валерий Мухарьямов. Открытием для черкащан стала на удивление энергичная Александра Смолярова, которая в июне отпразднует 60-летие своей творческой деятельности. Во время обсуждения представления исполнитель главной роли Давид Бабаев признался, что когда его герой Гарри показывает фото своей прежней жены, то в действительности это фото умершей дочери Александры Смоляровой — Лины. «Я ее знал, и поэтому не нужно играть боль, когда я смотрю на ее фотографию. Кроме того, я единственный еврей в этом представлении. Моих дедушку и бабушку немцы в Виннице похоронили заживо, так что тема трагедии еврейского народа мне до боли близка», — объяснил актер.
Драматический театр «Михай Эминеску» из города Ботошань (Румыния) привез представление «Иван Турбинке». Философскую сказочку о путешествующем солдате презентовали не только актеры и режиссер, но и мэр города Ботошань Кетелин Флутур, который пожаловал на фест. После просмотра представления зрители получили мощный этнический заряд. Румыны танцуют что-то очень похожее на наши коломыйки, а в их сказках Смерть можно обмануть так же, как украинский Ивасик-Телесик обманул Змеючку Аленку. Только Ивасик не умел сесть на лопату, на которой его должны были забросить в печь, тогда как изобретательный румынский солдат Иван убеждал, что не знает, как правильно лечь в гроб. Актеры играли в масках, которые, соблюдая древние обычаи, румыны одевают на Рождество. По словам режиссера Иона Сапдару, жанр спектакля — «этнографическое шоу, в котором актеры «валяют дурака» и играют сами себя».
Чтобы послушать знаменитый дуэт Одарки и Карася из оперы «Запорожец за Дунаем» черкащане заблаговременно раскупили все билеты. Опера в исполнении Харьковского театра оперы и балета им. Лисенко прошла с аншлагом. Пришлось даже ставить дополнительные стульчики. Оценить пение харьковчан пришла и праправнучка композитора Семена Гулака-Артемовского Ольга Шляхова, которая сегодня покровительствует музею своего славного предка в Городище. Харьковский «Запорожец» привлек почитателей классической оперы.
Свою интерпретацию «Женитьбы» по Гоголю привез на «Сцену человечества» киевский Национальный театр им. И. Франко. Вместо покойного Леся Сердюка в спектакле роль Жевакина сыграл Владимир Коляда. После спектакля состоялась встреча актеров с представителями СМИ, аккредитованными на фесте. Исполнитель роли Кочкарева Богдан Бенюк, рассуждая о том, как нужно играть классику сегодня, заметил: «Нутром чувствуем, но все проверяется на зрителях... Экспериментальные спектакли имеют право на жизнь, но с ними не так интересно работать. Тогда как в классических постановках есть какое-то глубинное взаимодействие между персонажами. Классика говорит сама за себя, у нее такая мощь и такая глубина, что не нужно ее переносить в современную ракету и играть там в экстравагантных костюмах»...
А завершил фестиваль Черкасский музыкально драматический театр им. Шевченко с международным театральным проектом «Цыганский барон». В декабре прошлого года спектакль поставил нидерландский режиссер Марк Крон. Главные роли исполняли актеры из Австрии, Германии и Нидерландов. Как уже писал «День», театр возил «Цыганского барона» за границу, где спектакль увидело более 10 тысяч европейцев. В марте черкащане сделали украиноязычную версию спектакля. И вот, после почти двухмесячного перерыва, опять показали комическую оперу, главные роли в которой исполнили ведущие актеры театра Наталья Мамалыга и Юрко Прокопчук.