В экспозиции представлены картины четырех киевских художников — Петра Бевзы, Марка Гейко, Петра Лебединца и Алексея Литвиненко, созданных в течение 1980—1990-х.
Идея этого проекту родилась еще двадцать пять лет тому назад (!) и ставила своей целью представить широкой общественности произведения художников «новой волны», которые исповедуют «живописную пластику» и ищут новые формы изобразительного искусства.
Своего воплощения «Синтезы XX» ждали четверть века, потому картины из частных коллекций, которые сегодня можно увидеть на выставке в музее, стали уже раритетами, а четыре художника — друзьями по жизни и творчеству, известными художниками, произведения которых хорошо известны поклонникам современного украинского искусства как в Украине, так и далеко за ее пределами.
В настоящее время за плечами каждого автора — Петра Бевзы, Алексея Литвиненко, Петра Лебединца и Марка Гейко — большое количество персональных выставок и выставочных проектов, каталогов, мероприятий, фестивалей. Они очень близки по духу, и в то же время, очень разные. Ведь каждый художник имеет свою интонацию и свои особенные средства открывать зрителю поэзией жизнь и очаровывать его.
Проект «Синтезы XX» имеет еще одну особенность, ведь работы современных художников «поселились» среди произведений украинского традиционного искусства.
— Художники принимали участие в нашем проекте «Человек. Время. Пространство». Для музея это был интересный эксперимент, который показал, что современное и традиционное украинское искусство прекрасно совмещаются и органично дополняют друг друга. Художники сами избирали место в музейной экспозиции. Эффект был просто фантастическим!» — рассказывает Генеральный директор музея Людмила СТРОКОВА.
КАК ВОСПОМИНАНИЕ
После такого удачного «симбиоза» и возникла идея выставки «Синтезы XX», которая имеет свою интересную историю. Пани Людмила сознается, что, увидев фотографию четырех киевских художников — молодых, талантливых и амбициозных, которую они сделали, готовясь к выставке в 1995 году, она просто влюбилась в нее. Узнав, что выставка так и не состоялась по каким-то причинам, директор предложила осуществить этот замысел в стенах музея. Так и родился выставочный проект, который можно назвать выставкой «одной фотографии».
МАРКО ГЕЙКО «ЛИЦО»
Вышло своеобразное воспоминание о том, как начиналось восхождение на художественный олимп блестящей четверки художников, которые в далекие 90-е годы прошлого века имели смелость творить «своим языком».
ВЫЗОВ СИСТЕМЕ
«В начале 1990-х отдельные художники начали отходить от соцреализма. Это был вызов той системе, которая длилась достаточно долгое время, и демонстрация полной свободы и стремление к самому выражению, которое не вписывалось в идеологические рамки того времени. Эта плеяда киевских художников, которые презентуют сегодня свои работы, были одними из первых, кто начал творить что-то другое относительно того, что существовало в Советском Союзе», — акцентирует Светлана Стоян, доктор философских наук.
«Мы ходили вместе с моим учителем Сергеем Борисовичем Крымским по мастерским этим начинающих художников и открывали для себя новый, неизвестный мир искусства, — вспоминает в данное время научный работник Владимир ГОРБАТЕНКО, друг и соратник художников, который был свидетелем того, как создавалось большинство работ, презентованных на выставке.
«Увидев картины Алексея Литвиненко, Крымский сказал интересную фразу: «В микроскопических элементах автор появляется каждый раз другим художником и другим человеком. И эти микроскопические элементы тянутся к невидимому центру его полотен. А посетив мастерскую Петра Лебединца, мой учитель был поражен колористикой его работ и сказал, что в колористике этого художника есть множество потенциальных миров, которые он открывает для себя и других».
ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ДРУЖБА
Все четверо художников шли по жизни вместе — и в творчестве, и в повседневных заботах. Вот и сейчас, через 25 лет, художники, соратники и единомышленники едины. И выставочную экспозицию строили вместе с работниками музея всем авторским составом, как всегда. Только без Марка Гейко, который ушел в лучшие миры навсегда в 2009 году, оставив нам свое творческое наследие.
ПЕТР ЛЕБЕДИНЕЦ «ЕКЗИСТЕНЗИЯ ЦВЕТА»
«Дружба четырех художников является в настоящее время особенно уникальным явлением, — делится мыслями Светлана Стоян. — Ведь XXI век — это эра индивидуализма. Если, например, в XIX, в начале XX веков такие группировки художников были обычным явлением, то в настоящее время мы наблюдаем автономизацию творчества, когда каждый художник сам по себе, и ему трудно найти единомышленников», — замечает она.
«Для того чтобы сохранить дружбу, нужно прилагать усилия, это постоянная работа», — уверен Петр Бевза. — Ведь каждый из нас делает ошибки. Важно, чтобы другой не вспылил, реагируя на них, а потерпел. Ведь со временем начинаешь понимать, что главное, а что второстепенное».
НАС МНОГО
Интересно было узнать, а что изменилось в жизни художников с течением времени в четверть века? На этот вопрос Петр Бевза отвечает одним предложением: «Нас стало много» и объясняет, что в начале 1990-х были единицы тех, кто искал новые пути.
«Нас тянуло друг к другу. А потом образовалась такая группа, куда входили Марко Гейко, Петр Лебединец, Алексей Литвиненко, Анна Криволап, Сергей Животков и другие интересные художники. Постепенно мы расширяли этот круг. Делали посвящения произведений друг другу. Сейчас этот круг значительно расширился. Благодаря Майдану и в целом новому поколению, которому не нужно ничего долго объяснять», — делится своими размышлениями художник.
По его мнению, неизменными остались только две вещи — любовь и гармония, на основе которых художники продолжают творить красоту.
Поэтому всех желающих почувствовать «мгновение истории» и увидеть «побеги» нового искусства, которое начало прорастать на поприщах Украины в конце прошлого века, приглашаем в Национальный музей украинского народного декоративного искусства посетить выставку «Синтезы ХХ», которая будет длиться до 6 сентября.