Одесский украинский музыкально-драматический театр (ОУМДТ) им. Василия Василько — это наследник основанного 100 лет назад известного частного Театра Сибирякова (построенный на углу улиц Пастера и Конной в стиле русского модерна архитектором Ландесманом). Украинским театр стал в 20-е годы — во времена случайной и кратковременной советской «украинизации» Украины. 90 егоды прошлого века стали для Украинского театра Одессы временем тотальной разрухи — кризис репертуара, распад трупы, почти полная потеря публики: в зале обычно было не более 30—40 зрителей. В последние годы, однако, театр (художественный руководитель — народный артист Украины Игорь Равицкий) начал постепенно подниматься, ставить серьезные спектакли и все больше привлекать одесситов. И это несмотря на то, что он сохраняет свою украинскость. Премьеры театра собирают, как правило, полный зал, а на репертуарные спектакли приходит по меньшей мере 80—100 зрителей.
Изменения к лучшему начались после того, как три года назад директором Одесского украинского театра стала Валентина Прокопенко. Она рассказала журналисту «Дня», что когда пришла в театр впервые, то встретилась здесь с очень хорошей трупой — без каких-либо интриг, сплетен и с безумной заинтересованностью актеров в ролях. Подозреваю, впрочем, что причина здесь не только в актерах, но и в личности Валентины Прокопенко, которая, по ее словам, больше всего любит театр, театральное дело и людей, с которыми работает, — «даже независимо от их чисто человеческих качеств».
Благодаря незаурядным и общепризнанным усилиям нового директора в последнее время в театре обновлен репертуар, поставлено несколько серьезных программных спектаклей, что радикально изменило отношение одесситов к театру. И это в условиях не очень большой склонности определенной части жителей города к украинскому языку. Наибольший успех имели такие спектакли, как «Принцесса Брамбила» Гофмана, «Счастье рядом» по пьесе «Украденное счастье» Ивана Франко, «Шельменко-денщик» Квитки-Основьяненко, «Эдип» Софокла в постановке Дмитрия Богомазова и «Ревизор» Гоголя. Как видим, у театра хороший вкус. И он ведет напряженную трудовую жизнь — каждый месяц здесь дают не менее 20 спектаклей.
Все спектакли идут на украинском языке. Только для «Ревизора» был придуман весьма оригинальный прием. Все жители «уездного города, от которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», разговаривают здесь на украинском, а приезжие из Петербурга Чичиков и его слуга Иосиф — на русском. Вышло весьма эффектно и комично. По словам Валентины Прокопенко, в этом спектакле задействована вся трупа вместе с оркестром — 50 человек. «Это блестящий спектакль — там речь идет о нас сегодняшних. Не нужно ничего специально привязывать или придумывать — сидим в зале и видим себя!
«Принцесса Брамбила» — пластичная, яркая, зрелищная, действительно театральный праздник. «Царя Эдипа» поставил киевский режиссер Дмитрий Богомазов — сам этот факт говорит об уровне спектакля. И постепенно-постепенно на нас обратили внимание. То, что «лед тронулся», почувствовала тогда, когда на наши премьеры начала ходить одесская интеллигенция, настоящие театралы, а также — что особенно важно — актеры других театров. За «Ревизора» мы — украинский театр в Одессе! — получили номинацию «Лучший спектакль года». Еще у нас есть «Хрустальная жемчужина» — знак отличия нашего губернатора».
Но трудностей в жизни театра меньше не стало. Катастрофически недостает денег — ни на что. Ситуация усложнилась тем, что в театре случилось два пожара — сгорели все костюмы, необходим ремонт; давно стоит вопрос об оборудовании репетиционного зала и обустройства малой сцены на 60 зрителей для экспериментальных камерных спектаклей. Не говоря уже о декорациях, костюмах, реквизите для новых спектаклей. О государственных дотациях можно не вспоминать — из шести последних спектаклей только два были поставлены на бюджетные деньги. А что касается спонсоров, то, по словам госпожи Валентины, новые украинцы, за некоторым исключением, еще не доросли до статуса меценатов — «уровень культуры не тот». Кроме всего прочего, существует хроническая проблема с транспортом для выездных спектаклей — «Газели», которую подарил театру город, недостаточно. Сейчас театр пригласили на гастроли в Керч (после того как замминистра культуры Крыма увидел один спектакль), а единственный грузовик — старый как мир.
«Как это ни абсурдно, но самым дешевым театральным «материалом», — жалуется Валентина Прокопенко, — остается актер, каким бы талантливым он ни был. Актерская зарплата мизерная: минимум 200 грн. «грязными», максимум — 300 грн. для народных(!) артистов. Сбор поглощают налоги — актерам-исполнителям не остается практически ничего! Кроме того, повышение оплаты обязательно связывается со званиями, для которых нужно иметь определенный стаж; так что у театральной молодежи надежды не остается. Казалось бы, что украинский театр в русскоязычной Одессе — со всеми вытекающими отсюда проблемами — заслуживает поддержки должностных лиц. Но это только мечта!».
Чтобы сохранить творческий коллектив, в результате неимоверных усилий театр начал строить актерское общежитие. Валентина Прокопенко рассказывает об этом, как о незаурядном достижении; таковым оно, безусловно, и является. Но возникает логичный вопрос: «Почему актер, даже молодой, должен жить в общежитии? Разве это не аномалия, разве это может содействовать творческому труду?». Валентина Прокопенко, между тем, делает для актеров, что может. Так, прямо в театре оборудован тренажерный зал, теннис — чтобы держать актеров в физической форме при минимуме затрат денег и времени.
Определенную поддержку оказывает Украинскому театру одесская администрация — губернатор финансирует небольшую надбавку актерам и оплачивает коммунальные услуги. Иногда помогает ставить спектакли предприятие «УкрФерри». Но все это не может обеспечить нормальной, спокойной, уверенной в будущем работы трупы.
«Чего нам недостает? Да всего, — говорит Валентина Прокопенко. — Если обратиться к творческой стороне театральной жизни, то нам катастрофически недостает украинских режиссеров — молодых, современно мыслящих, оригинальных. Сегодня их можно перечислить по пальцам одной руки, лучший из них — Дмитрий Богомазов. Но важным является также творческий стиль, манера мастера; скажем, Жолдак, при всем уважении, режиссер не для нашего театра, не для нашей публики. Такая же острая потребность в современной драматургии. Потому что театр — это трупа плюс драматургия, плюс режиссура. В наличии же только одна составляющая — трупа (по-моему, подобная ситуация уже много лет существует в Киевском академическом театре им. Ивана Франко). Мы находимся в постоянных поисках репертуара — листаем журналы, просматриваем Интернет; но — пусто. Что касается классики, например Леси Украинки, то это слишком сложная для современного зрителя драматургия; к тому же она требует соответствующего режиссера — кто угодно за «Лесную песню» не возьмется. А ставить какие-то комедийные безделушки ой как не хочется! Приходится ездить в российские столицы — смотреть спектакли, знакомиться с молодыми режиссерами. Там ситуация немного лучше, но тоже чувствуется кризис, особенно кризис драматургии. Пошла даже «мода» на спектакли без пьес — режиссеры «лепят» сюжеты из каких-то повестей или рассказов и играют «что попало».
Среди наших конкретных планов на будущее — участие в Году Ибсена (2005); главное здесь — выбрать пьесу известного драматурга для юбилейного представления…
Какое мое заветное желание, спрашиваете вы? Хочу, чтобы страна, которая сегодня погибает от бескультурья, в которой растет поколение манкуртов, поняла, что нет нормального будущего в обществе, которое не ценит культуру. Посмотрите, что делается вокруг! Погибают музеи, театры. Погибает Одесса, город, в котором при нормальных условиях работали бы талантливые люди, родившиеся здесь, — Жванецкий, Карцев и десятки других. Все они едут в Россию и их можно понять — там театры дотируются очень серьезно, зарплата актеров намного больше и, что очень важно, нет нашей уравниловки. Эта «уравниловка» — страшное дело, катастрофа для любого театра. Скажем, один актер сыграл за месяц 20 спектаклей, а другой — 1, а получают одинаковую зарплату. Мне говорят: «Обеспечивайте равномерную загрузку всех актеров трупы». Но ведь это не только абсурдно, но и невозможно — каждый режиссер-постановщик сам выбирает себе актеров, ему никто не может навязывать того или иного исполнителя. Не говоря уже об уровне талантливости. Нужно что-то делать, менять, думать о будущем театра! Пока живу — надеюсь!».
P.S. Отношение местной и центральной властей (Министерства культуры в первую очередь) к Одесскому украинскому музыкально-драматическому театру является еще одним ярким показателем того, как неэффективно, безжизненно, индифферентно осуществляется политика поддержки государственного языка в стране. Ведь такой феномен, как украинский театр в «классической» русскоязычной Одессе, должен был бы быть в центре постоянного внимания всех причастных администраторов и должным образом финансироваться. Этот творческий коллектив нужно носить, как говорится, на руках, обеспечить ему все возможности для гастролей, особенно на юге страны, помочь с ремонтом, делать действительно все для сохранения труппы и... директора театра.
СПРАВКА «Дня»
Василий ВАСИЛЬКО (1893— 1972), имя которого носит ОУМДТ, — украинский режиссер, актер, народный артист СССР. Работал в трупе М. Садовского, в «Молодом театре», в театре «Березиль» и др. В 1926 году перешел в Украинский драматический театр им. Октябрьской революции (теперь ОУМДТ); с 1948 года — главный режиссер этого театра. Выступал на сцене как актер широкого амплуа, играл комедийные и трагические роли. Театральный педагог, руководитель студий, инициатор создания Театрального музея в Киеве (1924).