История маленькой Каменки, что лежит в 60 км от Черкасс на живописных берегах речки Тясмин, богата интересными событиями и выдающимися личностями. В начале XIX века Каменка была одним из культурных центров Киевской губернии. Сюда в гости к друзьям Давыдовым приезжал молодой Пушкин. В Каменке находился один из центров декабристского движения: в имении Давыдовых-Раевских собирались декабристы на тайные встречи. В 1860 году сын Давыдова Лев Васильевич женился на родной сестре Петра Ильича Чайковского Александре Ильиничне, и они поселились в Каменке. У них была счастливая дружная семья, в которой выросли семеро детей. Впервые побывав в Каменке в 1865 г. и оказавшись в среде любви, доброты и приязни, Чайковский впоследствии приезжал сюда на протяжении 28-ми лет. «На многие годы семья сестры, а с нею и вся Каменка стала для него лучезарным пунктом, куда охотнее всего он любил укрываться от волнений и тягостей своего существования», — вспоминал брат композитора Модест. А сам Петр Ильич писал: «Все здесь настраивает на поэтический лад».
В Каменке и расположенном неподалеку селе Вербивка, где у Давыдовых был свой дом, композитор работал над операми «Мазепа», «Евгений Онегин», писал симфонические и вокальные произведения, пьесы для фортепиано. Интересно, что Петр Ильич сочинил для своих племянников и поставил детский одноактный балет «Озеро лебедей» — предшественник будущего «Лебединого озера». Композитор очень любил детей сестры, они отвечали Петру Ильичу взаимностью и говорили, что у них «было трое родителей: папа, мама и дядя Петя». Чтобы помочь детям, делающим первые упражнения за роялем, Чайковский написал «Детский альбом», посвятив его своему племяннику Володе Давыдову. Сегодня эти удивительные пьесы, сочиненные в Каменке, играют маленькие пианисты всего земного шара.
Вторую симфонию, созданную в Каменке, еще при жизни автора назвали «Украинской», потому что в ней много раз звучат украинские мотивы. В финале композитор использовал народную песню «Журавель». По воспоминаниям, когда Чайковский проигрывал на рояле фрагменты симфонии, к нему подошел буфетчик Петр Герасимович, вежливо заметил, что эту песню нужно петь иначе, и тут же запел. И когда симфония исполнялась с огромным успехом, Чайковский шутливо писал: «Честь этого успеха я приписываю не себе, а настоящему композитору означенного произведения Петру Герасимовичу, который в то время, как я сочинял, постоянно подходил и подпевал мне: «Таки-таки дибле, таки-таки щипле».
В 1937 году в Зеленом домике — флигеле усадьбы Давыдовых — открылся Музей Пушкина, а в 1940-м он был преобразован в Литературно-мемориальный музей Пушкина и Чайковского. В том же году начала работать музыкальная школа им. П.И.Чайковского — в 2010-м музею и школе исполнится 70 лет. Кстати, новое здание школы, в котором проходят конкурсные прослушивания и мастер-классы, было построено в 1990 году благодаря стараниям внучатой племянницы Чайковского — Ксении Юрьевны Давыдовой. А в 1995-м был создан Каменский государственный историко-культурный заповедник, объединивший Музей Пушкина и Чайковского, Исторический музей, картинную галерею и все достопримечательности...
Детский музыкальный конкурс памяти Чайковского был учрежден в 2003 году Каменским государственным заповедником, представительством в Украине «Росзарубежцентра», Национальным комитетом Украины Международного музыкального совета ЮНЕСКО, Национальным союзом композиторов Украины и проводится ежегодно при содействии посольства Российской Федерации в Украине. Последние годы конкурс поддерживает также Министерство культуры и туризма Украины.
Конкурс необычен тем, что в нем участвуют дети сельских и районных школ, в том числе школ им. Чайковского. Сегодня в музыкальных школах малых городов и сел Украины нелегкая ситуация: инструменты в очень плохом состоянии, нот мало, учителя получают низкую зарплату, отсутствуют средства на проведение ремонтных работ. Учебный процесс продолжается благодаря энтузиазму учителей, которые, несмотря на все трудности, продолжают приобщать детей к основам искусства. Вот что рассказала учительница музыки из райцентра Христиновка Черкасской области Людмила Полищук:
— Хотелось бы, чтобы материальная база улучшилась, потому что инструменты, на которых играют дети, в таком состоянии — они буквально на грани списания! Еще нам очень нужен зал: дети вообще не знают выступлений в зале, у них нет чувства сцены, мы играем в неприспособленном маленьком помещении. Музыкальная школа у нас очень хорошая, дети замечательные, поступают в Уманское музыкальное училище, в Киевскую и Одесскую консерватории... А вот зала нет. Может быть, кто-нибудь нам поможет...
Конкурс в Каменке позволяет поддержать наших замечательных музыкально одаренных детей, получающих образование в трудных условиях глубинки, дать им шанс показать свои способности и, конечно, испытать чувство сцены, выступая в зале Каменской школы. А учителям дает незаменимую возможность профессионального общения с коллегами и обучения на мастер-классах.
На форуме выступали юные скрипачи и пианисты из Черкасской, Винницкой, Кировоградской, Донецкой, Киевской, Харьковской, Тернопольской областей. В этом году не все желающие смогли приехать из-за финансовых сложностей и перенесения назначенной даты в связи с карантином (например, дети из музыкальных школ Жмеринки и Дебальцево приехали благодаря спонсорам). И жаль, что по тем же причинам не посетили конкурс его давние друзья — музыканты из российских Воткинска и Клина. Родина Чайковского Воткинск и Каменка в 2007 году стали городами-побратимами.
В целом маленькие музыканты показали хороший уровень подготовки, особенно порадовала членов жюри младшая группа пианистов. Среди ее участников оказались лауреаты трех первых, двух вторых и трех третьих премий. А вообще все дети, которые сегодня занимаются музыкой, уже победители. Из высказываний членов жюри: «Многие дети заслуживают внимания, в них есть уровень дарования, который нужно поддерживать. Слышно, что человек мыслит, слышно, чем он живет»...
Когда Чайковский собирался в Каменку и его спрашивали, куда он едет, всегда отвечал: «Домой». Сегодня все, кто приезжает на музыкальный конкурс, говорят о нем, как о «чуде Каменки», попадают в атмосферу доверия, дружелюбия и теплого дома. А создает ее коллектив Каменского заповедника, которым руководит Галина Таран, и учителя музыкальной школы с директором Еленой Сумской.
Когда дети приезжают, их нужно принять, поселить, накормить. Начиная с первого конкурса, этими вопросами занимается научный сотрудник заповедника Алла Ефремцева, она же ведет прослушивания и праздничный концерт. Алла рассказала, что первым придумал проводить в Каменке детский музыкальный конкурс Валерий Волков, почетный гражданин Каменки, заслуженный работник культуры Украины. Композитор, хормейстер, художник, 36 лет он был директором музыкальной школы, а сегодня является музыкальным консультантом заповедника и неизменным членом жюри.
Одна из красивых традиций конкурса — литературно-музыкальный вечер при свечах в Историческом музее. Композицию «Декабристы и их эпоха» вела автор — Лариса Бондаренко, замдиректора заповедника по научной работе. Вдохновенно играл струнный камерный ансамбль, в составе которого — сотрудницы заповедника. Тамила Чупак, директор Музея Пушкина и Чайковского, исполняла партию рояля, пел Валерий Волков. Очень понравились выступления ученицы 11 класса Ани Кульбачной с романсом на стихи Марины Цветаевой «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса...» и Ольги Назаренко, исполнившей «Не слышно шума городского...»
А еще среди тех, кто стоял у истоков Каменского форума и по сей день активно содействует его проведению, Леся Олейник, член оргкомитета и председатель жюри, секретарь правления Национального союза композиторов Украины, и Людмила Чижова, директор культурных и просветительских программ Российского центра науки и культуры, которую в Каменке называют ангелом-хранителем конкурса. И конечно — мэр города Александр Шамрай, стараниями которого конкурс живет и сегодня.
Огромный интерес вызвал мастер-класс Натальи Гридневой, члена жюри, доцента НМАУ им. Чайковского, педагога Киевской средней специальной музыкальной школы им. Лысенко. На сцене она провела урок музыки с двумя юными пианистами, после чего учителя буквально засыпали ее вопросами. Затем ученик Гридневой десятилетний Женя Моторенко, лауреат Конкурса памяти Владимира Горовица, исполнил пьесы Чайковского и Шопена. А когда Женя спустился в зал, к нему подошли девочки и подарили... баночку варенья — вот до чего им понравилось выступление киевского гостя!
Награждали победителей в Музее Пушкина и Чайковского: лауреаты получили дипломы и денежные награды, а всем детям вручили подарки — ноты, иллюстрированные альбомы о композиторах и книги, изданные к 360-летию Каменки. Дети играли на старинном рояле, за которым работал Петр Ильич Чайковский, и это была еще одна награда победителям — право поиграть на таком инструменте (рояль был отреставрирован в 2007 году на средства экс-посла РФ в Украине Виктора Черномырдина, о чем сообщает табличка на инструменте). Играли Максим Пономаренко (Каменка) и София Яковишена (Жмеринка, Винницкая обл.), Света Мазур, Женя Попова и Оля Рапцун (Дебальцево, Донецкая обл.), София Дуженко (Городище, Черкасская обл.), Юля Метельская (Кременец, Тернопольская обл.) и другие юные лауреаты. Скрипачка Алена Демченко (Александровка, Кировоградская обл.) исполняла «Октябрь. Осеннюю песню». Весь концерт оказался событием из тех, что происходят нечасто и надолго запоминаются: комната Чайковского, его портрет, дети и музыка.
Среди любимых композиторов дети называют Чайковского, Моцарта, Вивальди, Баха, Лысенко, Рахманинова, Черни. Кроме занятий музыкой, они занимаются танцами, любят петь, рисовать, мальчики — играть в футбол. Например, 10-летний Андрюша Гераськин (Шпола, Черкасская обл.) признался, что мечтает «стать композитором или учителем музыки в школе». Пожалуй, эти слова отражают главную цель Детского конкурса памяти Чайковского — способствовать тому, чтобы больше наших детей имели возможность заниматься музыкой.