Новый сезон для театра это не только и не столько
предстоящие премьеры, интересные проекты, а в первую очередь — множество
проблем, без разрешения которых нет смысла говорить о творчестве. Итак,
что ждет Национальную оперу завтра? Об этом рассказывает ее генеральный
директор и художественный руководитель Анатолий Мокренко.
— Самый большой в Украине (1200 чел.) государственный бюджетный
театр в последние годы страдает от полного отсутствия постановочного финансирования.
Это исключает четкую плановость в постановочной работе, переводя ее в режим
оперативного использования тех небольших средств, которые могут быть заработаны
выгодной арендой зала или гастролями. Надежды на спонсорство при этом практически
нет: наши бизнесмены до этого, по всему видно, еще не доросли.
Задолженности по выплате заработной платы коллективу достигают
иногда 4—5-месяцев, что безусловно разрушает творческую атмосферу, вселяет
неуверенность в завтрашнем дне, воспринимается как неуважение к таланту,
профессии артиста, ненадобность его творчества обществу.
В течение последних семи лет работникам театра не предоставляется
жилье. Отдельные спорадические «выбивания» несистемного характера практически
несущественны, если на квартирной очереди полсотни работников. Как формировать
кадровый корпус хотя бы солистов? И это при том, что такой театр должен
привлекать в труппу все лучше, что есть в государстве и, возможно, и вне
его. Извечный энтузиазм консерваторской и хореографической молодежи относительно
самореализации на такой почтенной сцене, слава Богу, нас еще в определенной
мере выручает. Но ведь и на такой «стабильности» далеко не уедешь. Поэтому
и получается, что мы воспитываем кадры, а скольких из них мы не досчитываемся
спустя несколько лет! Все это результат упадка государственной поддержки.
На что надеяться Национальной опере на изломе тысячелетий?
На изменение культурной политики. Нужно, наконец, перебросить средства
со зрелищ (громкие шоу и поп-фестивали) на содержание базовых творческих
коллективов. Ибо времена изменятся к лучшему, а кадров не будет. За последние
два года непроиндексированная зарплата из-за падения курса гривни уменьшилась
более чем вдвое. Пенсии, которые даже у наших мирового уровня певцов и
артистов балета равны 59,85 грн., тоже. Артистов, в основном знающих себе
цену, все труднее удерживать в Украине.
И все же мы планируем. Программа-минимум — это новый балет
Евгения Станковича «Викинги» и опера Шарля Гуно, которая никогда не звучала
с киевской сцены, «Ромео и Джульетта». Последняя, невзирая на то, что имеем
прекрасную одноименную балетную постановку А. Шекеры на музыку нашего земляка
Сергея Прокофьева, привлекает возможностью финансовой поддержки со стороны
немецкого режиссера- постановщика господина Гензеля, который к тому же
имеет возможность содействовать показу оперы в Европе. Соглашение еще не
подписано, но надежду имеем.
«Викинги» — замысел европейского масштаба с финансовой
поддержкой иностранных фирм и содействием горгосадминистрации столицы и
посольств четырех скандинавских стран. Такая кооперация перспективна и
для нас уже не нова («Лоенгрин», «Набукко», «Анна Ярославна», «Риголетто»),
хотя внетеатральное финансирование и отбирает у нас часть творческой свободы
в формировании репертуара и самой постановки, чем приходится поступаться.
Программа-максимум неизвестна. Все будет зависеть от финансовых
ожиданий и неожиданностей, как и в минувшем сезоне: постановочного финансирования
не было ни копейки, а отпраздновали шесть премьер новых постановок и обновлений.
Но это уже наша инициатива.
Гастрольные планы более конкретны, поскольку от нашего
финансирования государством не зависят. Именно они позволяют в большой
степени снимать социальное напряжение в коллективе и к тому же стимулируют
качество нашей сценической работы. Если месячные гастроли балета в Канаде
или большие двухмесячные зимние гастроли оперы и балета в Европе (Германия,
Швейцария, Франция, Дания, Нидерланды), или летние полуторамесячные гастроли
балета в Японии для нас в будущем сезоне традиционны, то выступления оперной
труппы в начале сезона в Бразилии — для нас открытие Южной Америки. Есть
еще предложения из Ливана и Испании, однако все приглашения нам реализовать
уже не под силу — иначе пришлось бы практически весь сезон быть за границей.
К сожалению, финансовые трудности не позволяет нам сформировать труппу
двойного состава, как это давно уже осуществлено в Большом или Мариинском
театрах России, что дает им возможность обеспечивать и гастроли, и бесперебойную
работу на родной сцене.