Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Цыганская муза»

Бронислава Вайс – одна из самых талантливых ромских поэтесс, которую отметила в своей поэме Лина Костенко
16 декабря, 2021 - 11:00

В Украине проживает около 47,5 тыс. ромов. Это сообщество является частью местных обществ, которое легко принимает религию и язык народа, возле которого живет. Цыгане являются частью жизни местной общины и одновременно все время обособлены, потому что сохраняют свой язык и лелеют культуру, которая достаточно замкнута и окружена ореолом романтизма.

В то же время ромы издавна сталкиваются со стереотипным мышлением о себе и часто беззащитны перед ним. Их история, возможно, в чем-то похожа на еврейскую, разве что в отличие от евреев цыгане так и не образовали собственного государства, но вполне комфортно себя чувствуют в каждом уголке мира. Так же, как и евреи, ромы были жертвами нацистов, были преследуемыми и сожженными в печах Аушвица и других лагерях смерти. Но из-за нехватки централизации и общих институтов памяти вопросы их страданий все время остаются на каком-то бэкграунде, не на втором, а каком-то десятом плане.

Однако ромы являются гражданами нашей страны, и они тоже вносят свой вклад в ее жизнь и развитие. Мы знаем, что ромы очень творческие, одаренные люди. Известно нам их участие в музыке, театральной жизни, кинематографе. Однако сейчас речь пойдет об одной из самых талантливых ромских поэтесс – Брониславе Вайс, более известной как Папуша (с ромского – кукла), авторке сборника стихов «Песни Папуши».

УДИВИТЕЛЬНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

Бронислава Зелиньская родилась в 1908 году в ромской семье в Люблине, который в то время находился в составе Российской империи. Их лагерь позже кочевал по Волыни, Подолью и Виленскому краю. Это дало основание украинской исследовательнице творчества Папуши Марианне Кияновской считать, что украинская культура тоже имела влияние на формирование мировосприятия выдающейся ромской поэтессы, что делает ее творчество «феноменом межкультурного взаимодействия». Бронислава никогда не посещала ни одного учебного заведения, но самостоятельно научилась писать и читать. Считается, что уроки ей давала старая еврейка, а каждое занятие стоило курицу. Позже она твердила, что сочиняла стихи, потому что умела писать, а научилась писать, чтобы записывать стихи. В результате благодаря ей мы знаем взгляд на некоторые аспекты ромской истории с их точки зрения. Примером такого оригинального осмысления и представления исторического факта является стихотворение «Кровавые слезы» о преследовании ромов на Волыни со стороны нацистов в 1943-1944 годах, об их скитаниях по волынским лесам в попытке избежать смерти.

Девочка вышла замуж в возрасте 15 лет за 39-летнего арфиста Диониса Вайса. Большая часть семьи воспринимала ее увлечение литературой как чудачество. Очевидно, это очень беспокоило саму авторку. Очевидцы утверждали, что Папуша стеснялась своего занятия, считала его недостойным взрослого человека. Однако ничего не могла с этим поделать, поскольку образы, слова, вдохновение одерживали над ней верх. В 1949 году во время выступления поэтессы под музыкальный аккомпанемент собственного мужа – это был один из способов их заработка на жизнь – ее увидел польский литератор и исследователь Ежи Фицовский, который заметил талант цыганки и не только был открывателем поэтического дара Брониславы Вайс, но и ее издателем и переводчиком, а позже биографом. Он считал Папушу подлинным феноменом, поскольку до этого ни один польский ром не творил поэзию целенаправленно, самоидентифицируя себя как поэта.

НЕОСТОРОЖНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Когда Папуша отправила некоторые свои произведения Фицовскому, он опубликовал их без ее согласия, что повлекло за собой значительный скандал и оказало влияние на дальнейшую жизнь женщины. Коммунистическое издание использовало публикацию стихов цыганки с целью пропаганды оседлого образа жизни, а также публикация разоблачила недопустимый в патриархальном ромском сообществе факт переписки женщины с чужим мужчиной. Ромская община отрицательно восприняла творческую деятельность одного из своих членов, что в будущем привело к ее отторжению ромами, что, вероятно, вызвало болезнь, из-за которой поэтесса закончила жизнь в психбольнице в 1987 году. Трагизм жизни Папуши заключался в том, что она не могла не творить, что она стала рупором своего народа – в стихах выражала его переживания, мысли, восхищение свободой, ностальгию по прошлому, однако именно за это она была наказана изгнанием. Ромы осуждали ее и за то, что она будто бы выдавала их секреты, рассказывала чужим о специфике их образа мышления и мировосприятияи, разоблачала в целом так называемый romanipen - кодекс правил поведения в ромском сообществе. Даже за то, что необходимость перевода стихов способствовала появлению первого польско-ромского словаря. При этом Ежи Фицовский издал свое исследование ромской культуры, их верований, образа жизни «Цыгане в Польше: история и обычаи», что усилило бедственное положение Папуши среди ромов.

Не помешал отторжению ромами своей талантливой дочери и факт, что ее сборник стихов, изданный в 1956 году, был переиздан 26 раз и высоко оценен критиками. Этот сборник был переведен на французский, чешский, итальянский, шведский, английский и испанский языки. И то, что в 1962 году она была принята в Союз польских писателей, и то, что получила несколько престижных литературных премий. Второй ее сборник «Рассказанные песни» появился в 1973 году, а третий «Лес, отец мой» и четвертый «Папуша, великая тайна» уже посмертные – в 1990 и 1992 годах. Несомненно, значительную роль в трагедии Папуши сыграл коммунистический пропагандисткий аппарат, использовавший образ талантливой ромки для продвижения своих собственных полезных целей, в частности для внедрения «Закона об оседлости» 1950 года, заставлявшего цыган изменить с древнейших времен принятый ими образ жизни, разрушая тем самым культурную традицию и способ мировосприятия.

Однако в интервью для польского телевидения, записанном в 1978 году, Папуша предстает перед зрителями улыбающейся, интеллигентной женщиной, которая при всех проблемах умеет радоваться жизни. Ее язык очень правильный и мелодичный, сама она производит впечатление женщины искренней и необычайно мудрой. Умеющей радоваться мелочам и видеть прекрасное вокруг себя в каждом его проявлении.

ПРИМЕР ДЛЯ НАСЛЕДОВАНИЯ

Образ Папуши всегда привлекал и продолжает привлекать внимание общественности. Прежде всего ее персоналия важна для ромских, и не только, женщин, которые получили отличный пример для подражания – женщину, которая смогла достичь заметных высот благодаря своему таланту и умению, несмотря на тотальное неприятие и осуждение окружения.

Ее биография обращает внимание на положение женщины в ромском обществе, на ее правовой статус, реальные права и свободу действия. В этом контексте успех превратил жизнь Папуши в кошмар. Многие ромские женщины опасаются публично демонстрировать свой талант из страха повторить судьбу Папуши. Украинская исследовательница творчества цыганской поэтессы утверждает, что ее трагическая биография стала причиной контрэмансипации в ромском обществе.

История Папуши привлекает внимание и к самим ромам, их истории, проблемам в современном мире, к тому, как они интегрируются в окружающие общества. К действиям власти, точнее, бездействию, как во времена коммунистические, так и нынешние. Направлены на то, чтобы улучшить их ситуацию, об их правовых проблемах. О восприятии их общества окружающими. Ведь отношение к ромам является важной составляющей политики по отношению к национальным меньшинствам. А в деле ромов многие вопросы так и остаются острыми и нерешенными в большинстве стран, где они живут.

Об оценке вклада Папуши в мировую культуру говорит то, что именем поэтессы названа литературная премия в области литературы на цыганском языке, что саму ее называют «Матерью ромской поэзии». Ей посвящены многочисленные литературные и биографические исследования, театральные постановки, документальные фильмы. В местности Гожув Велкопольский, где жила необычная поэтесса, ей был поставлен памятник. В 2013 году появился польский художественный фильм «Папуша», который демонстрировали на международном кинофестивале в Карловых Варах. А поэтесса Лина Костенко внесла образ цыганской поэтессы в украинское культурное пространство своей поэмой «Цыганская муза».

Режиссеры художественного фильма о Папуше Иоанна Кос-Краузе и Кшиштоф Краузе, которые провели основательные исследования перед началом работы, утверждают, что для них Папуша была не просто талантливой, уязвимой женщиной, увлеченной миром и стеснявшейся показать это восхищение из страха быть осужденной окружением. С их точки зрения, это образ человека, который демонстрирует, какую цену может заплатить личность за свою инаковость, за то, что она осмелилась отличиться. Сама Папуша так говорила с горечью о своей жизни: «Если бы я, глупая, не научилась бы читать и писать, то была бы сегодня счастлива…»

Янина БУТЕНКО
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ