Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дар Музею Ивана Гончара

Богдан Горынь с супругой передали заведению собранные и спасенные от уничтожения украинские художественные сокровища
2 сентября, 2015 - 09:53
БОГДАН ГОРЫНЬ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ВАЗЫ ПАВЛИНЫ ЦВИЛЫК / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Недавно в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» состоялось событие, ставшее неординарным в истории украинской культуры. Даже несмотря на то, что при нынешних условиях не получило надлежащего информационного внимания. Речь идет об официальной бесплатной передаче Музею Богданом Горынем и его супругой Оксаной собранной ими на протяжении нескольких десятилетий художественной коллекции.

Богдан Горынь — известный диссидент, бывший политзаключенный, ныне известный писатель-документалист, искусствовед, мемуарист. После прихода к власти в СССР Леонида Брежнева за публичное отстаивание права украинцев на свободное развитие национальной культуры и языка, за участие в распространении самиздата был обвинен в антисоветской деятельности и отправлен в концлагерь в Мордовию. Впоследствии, во времена горбачевской перестройки, — один из моторов новой волны украинского возрождения. Б. Горынь был членом украинского парламента первого и второго созыва (1990—1998), когда закладывались основы украинской государственности, была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, провозглашен Акт независимости Украины и принят ее Основной закон.

ГУЦУЛЬСКИЕ ТВОРЕНИЯ

После выхода в 1968 г. из концентрационного лагеря Богдан Горынь вынужден был работать на низкооплачиваемых тяжелых физических работах, однако не мог отказаться от поездок в Карпаты. Это было время, когда по украинскими Карпатам рыскали ленинградские и московские коллекционеры, которые машинами вывозили из карпатских сел гуцульскую керамику, вышивку, резьбу, изделия из кожи и металла, перепродавая приобретенные художественные ценности российским антикварным магазинам и музеям.

Богдан Горынь с женой решили спасать гуцульские народные художественные изделия от загребущих рук. Путешествуя по карпатским селам, расспрашивали, у кого из хозяев сохранились непригодные для употребления старые миски, резные подсвечники-трикирии, остатки кафеля из разобранных печей, изделия из кожи и т.п. Приобретенными творениями народных умельцев украшали свое скромное помещение сначала во Львове, а затем в Киеве. Хотя возможности перевоза в наплечниках (рюкзаках) керамических и других изделий гуцульского народного искусства были ограничены, коллекция супругов Горыней насчитывает свыше 70 музейных экспонатов. Сформировалось собрание на основе двух составляющих: приобретенных на Гуцульщине образцов народного искусства и подаренных Горыням произведений профессиональными мастерами.

Подавляющее большинство подаренных Музею изделий народного искусства было собрано супругами в Косовском районе Ивано-Франковской обл. Это 17 декоративно-прикладных мисок, 11 изразцов с декоративными, бытовыми, религиозными и историческими сюжетами. Из резных изделий передано семь трикириев и древний подсвечник из Закарпатья, возможно, XVII ст. Часть из переданных произведений народного искусства датирована второй половиной XIX ст., а часть началом XX ст.

Наиболее сложно было Богдану Горыню расставаться с первыми приобретенными в начале 1960 годов двумя экспонатами: инкрустированным металлом гуцульским ремнем середины XIX      ст. и вазой славной мастерицы художественной керамики Павлины Цвилык (1891—1964). Эти два экспоната супруги Горыни передали Музею в день открытия выставки их коллекции.

МЕДАЛЬЕРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПЛАСТИКА МАЛЫХ ФОРМ

Вторую часть коллекции составляют авторские произведения современных мастеров-профессионалов, подаренные Богдану Горыню как авторитетному искусствоведу. Среди них 12 медальерных произведений 1970 гг. уроженца Тернопольщины Любомира Терлецкого с воссозданием уникальных страниц украинской истории. Подзабытый скульптор-медальер Любомир Терлецкий в июне 1940 года блестяще окончил украинскую академическую гимназию во Львове (в то время переименована в среднюю школу №1), а в июле вместе с двенадцатью побратимами уже был арестован как опасная для советской власти харизматичная фигура. На его долю выпала российская тюрьма, невольнический каторжный труд в Печоре и спецпоселениях. В 1964 году он все же окончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства, стал известным скульптором. На протяжении многих десятилетий Терлецкий обстоятельно изучал древнейшую историю Украины, в частности этногенез украинского народа, формирование его этническо-народного сознания и создание собственного Киевского государства. После смерти вышла его работа «Этногенез украинского народа» (Львов, 2007).

Коллекцию переданных музею работ профессиональных художников дополняет пластика малых форм известных современных львовских мастеров: скульптурная композиция «Тарас Бульба» (1960 гг., терракота) Петра Кулика; две композиции («Святое семейство» и  «Рождество» — обе 1970 гг.) Романа Петрука. Эти произведения свидетельствуют, что в далекие времена брежневского застоя часть мастеров не подчинялась власти, не шла в русле «социалистического реализма» и пропаганды безбожия, а творила в доступных формах традиционные украинские ценности.

Уроженка Полтавы, львовская художница Ольга Безпалкив подарила Горыню шесть керамических произведений, выполненных в 1970 гг.: два четырехгранных декоративных штофа с рельефами, две сюжетные композиции, два изразца (из серии, выполненной для печи Олесского замка) и одну кружку.

Среди переданных музею произведений — медальерный портрет Тараса Шевченко работы легендарного скульптора Михаила Гаврилко. Этот уроженец Полтавщины, зверски замученный большевиками, вошел в историю украинского искусства как один из творцов Шевченкианы.

В МУЗЕЕ ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН ПРЕДСТАВЛЕН СЛАБЕЕ, ЧЕМ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ

Директор Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» — Петр Гончар, благодаря Богдана Горыня, сказал, что сегодня не так уж и часто дарят музеям частные коллекции. Подарок тем более дорог, что ныне в Музее Ивана Гончара западный регион Украины представлен слабее, чем центральные.

Богдан Горынь не исключает, что кое-кому из так называемых прагматиков его поступок может показаться странным, мол, если бы предложить коллекцию антикварным магазинам, то народные и профессиональные произведения такого уровня с радостью были бы ими приняты, а владелец коллекции имел бы достаточно большую прибыль. Однако это не его жизненная философия, — твердо подчеркнул писатель-документалист, добавив, что не для того собирал заброшенные на чердаках гуцульских хат изразцы, миски и подсвечники, берег их от вывоза в российские антикварные магазины, художественные салоны и музеи, чтобы теперь пустить их в неизвестные, часто чуждые украинскому искусству руки. Зная печальную судьбу богатейшей коллекции покойного Владимира Витрука, Б. Горынь непреклонно стоит на позиции, что «собранные и спасенные от уничтожения украинские художественные сокровища должны принадлежать украинскому народу, то есть должны храниться в украинских музеях. Поэтому вместе с супругой решили передать коллекцию Музею Ивана Гончара, поскольку именно этот музей в своем зародыше еще в 1960 годы привлек внимание общественности к высоким приобретениям украинского народного искусства. Именно основателя этого музея Ивана Гончара надо благодарить за пробуждение национальной гордости за свой народ, его высокую духовную культуру, именно этот музей пробуждал национальное сознание».

Мирослав ЛЕВИЦКИЙ, писатель, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ