Недавно в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» состоялось событие, ставшее неординарным в истории украинской культуры. Даже несмотря на то, что при нынешних условиях не получило надлежащего информационного внимания. Речь идет об официальной бесплатной передаче Музею Богданом Горынем и его супругой Оксаной собранной ими на протяжении нескольких десятилетий художественной коллекции.
Богдан Горынь — известный диссидент, бывший политзаключенный, ныне известный писатель-документалист, искусствовед, мемуарист. После прихода к власти в СССР Леонида Брежнева за публичное отстаивание права украинцев на свободное развитие национальной культуры и языка, за участие в распространении самиздата был обвинен в антисоветской деятельности и отправлен в концлагерь в Мордовию. Впоследствии, во времена горбачевской перестройки, — один из моторов новой волны украинского возрождения. Б. Горынь был членом украинского парламента первого и второго созыва (1990—1998), когда закладывались основы украинской государственности, была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, провозглашен Акт независимости Украины и принят ее Основной закон.
ГУЦУЛЬСКИЕ ТВОРЕНИЯ
После выхода в 1968 г. из концентрационного лагеря Богдан Горынь вынужден был работать на низкооплачиваемых тяжелых физических работах, однако не мог отказаться от поездок в Карпаты. Это было время, когда по украинскими Карпатам рыскали ленинградские и московские коллекционеры, которые машинами вывозили из карпатских сел гуцульскую керамику, вышивку, резьбу, изделия из кожи и металла, перепродавая приобретенные художественные ценности российским антикварным магазинам и музеям.
Богдан Горынь с женой решили спасать гуцульские народные художественные изделия от загребущих рук. Путешествуя по карпатским селам, расспрашивали, у кого из хозяев сохранились непригодные для употребления старые миски, резные подсвечники-трикирии, остатки кафеля из разобранных печей, изделия из кожи и т.п. Приобретенными творениями народных умельцев украшали свое скромное помещение сначала во Львове, а затем в Киеве. Хотя возможности перевоза в наплечниках (рюкзаках) керамических и других изделий гуцульского народного искусства были ограничены, коллекция супругов Горыней насчитывает свыше 70 музейных экспонатов. Сформировалось собрание на основе двух составляющих: приобретенных на Гуцульщине образцов народного искусства и подаренных Горыням произведений профессиональными мастерами.
Подавляющее большинство подаренных Музею изделий народного искусства было собрано супругами в Косовском районе Ивано-Франковской обл. Это 17 декоративно-прикладных мисок, 11 изразцов с декоративными, бытовыми, религиозными и историческими сюжетами. Из резных изделий передано семь трикириев и древний подсвечник из Закарпатья, возможно, XVII ст. Часть из переданных произведений народного искусства датирована второй половиной XIX ст., а часть началом XX ст.
Наиболее сложно было Богдану Горыню расставаться с первыми приобретенными в начале 1960 годов двумя экспонатами: инкрустированным металлом гуцульским ремнем середины XIX ст. и вазой славной мастерицы художественной керамики Павлины Цвилык (1891—1964). Эти два экспоната супруги Горыни передали Музею в день открытия выставки их коллекции.
МЕДАЛЬЕРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПЛАСТИКА МАЛЫХ ФОРМ
Вторую часть коллекции составляют авторские произведения современных мастеров-профессионалов, подаренные Богдану Горыню как авторитетному искусствоведу. Среди них 12 медальерных произведений 1970 гг. уроженца Тернопольщины Любомира Терлецкого с воссозданием уникальных страниц украинской истории. Подзабытый скульптор-медальер Любомир Терлецкий в июне 1940 года блестяще окончил украинскую академическую гимназию во Львове (в то время переименована в среднюю школу №1), а в июле вместе с двенадцатью побратимами уже был арестован как опасная для советской власти харизматичная фигура. На его долю выпала российская тюрьма, невольнический каторжный труд в Печоре и спецпоселениях. В 1964 году он все же окончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства, стал известным скульптором. На протяжении многих десятилетий Терлецкий обстоятельно изучал древнейшую историю Украины, в частности этногенез украинского народа, формирование его этническо-народного сознания и создание собственного Киевского государства. После смерти вышла его работа «Этногенез украинского народа» (Львов, 2007).
Коллекцию переданных музею работ профессиональных художников дополняет пластика малых форм известных современных львовских мастеров: скульптурная композиция «Тарас Бульба» (1960 гг., терракота) Петра Кулика; две композиции («Святое семейство» и «Рождество» — обе 1970 гг.) Романа Петрука. Эти произведения свидетельствуют, что в далекие времена брежневского застоя часть мастеров не подчинялась власти, не шла в русле «социалистического реализма» и пропаганды безбожия, а творила в доступных формах традиционные украинские ценности.
Уроженка Полтавы, львовская художница Ольга Безпалкив подарила Горыню шесть керамических произведений, выполненных в 1970 гг.: два четырехгранных декоративных штофа с рельефами, две сюжетные композиции, два изразца (из серии, выполненной для печи Олесского замка) и одну кружку.
Среди переданных музею произведений — медальерный портрет Тараса Шевченко работы легендарного скульптора Михаила Гаврилко. Этот уроженец Полтавщины, зверски замученный большевиками, вошел в историю украинского искусства как один из творцов Шевченкианы.
В МУЗЕЕ ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН ПРЕДСТАВЛЕН СЛАБЕЕ, ЧЕМ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
Директор Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» — Петр Гончар, благодаря Богдана Горыня, сказал, что сегодня не так уж и часто дарят музеям частные коллекции. Подарок тем более дорог, что ныне в Музее Ивана Гончара западный регион Украины представлен слабее, чем центральные.
Богдан Горынь не исключает, что кое-кому из так называемых прагматиков его поступок может показаться странным, мол, если бы предложить коллекцию антикварным магазинам, то народные и профессиональные произведения такого уровня с радостью были бы ими приняты, а владелец коллекции имел бы достаточно большую прибыль. Однако это не его жизненная философия, — твердо подчеркнул писатель-документалист, добавив, что не для того собирал заброшенные на чердаках гуцульских хат изразцы, миски и подсвечники, берег их от вывоза в российские антикварные магазины, художественные салоны и музеи, чтобы теперь пустить их в неизвестные, часто чуждые украинскому искусству руки. Зная печальную судьбу богатейшей коллекции покойного Владимира Витрука, Б. Горынь непреклонно стоит на позиции, что «собранные и спасенные от уничтожения украинские художественные сокровища должны принадлежать украинскому народу, то есть должны храниться в украинских музеях. Поэтому вместе с супругой решили передать коллекцию Музею Ивана Гончара, поскольку именно этот музей в своем зародыше еще в 1960 годы привлек внимание общественности к высоким приобретениям украинского народного искусства. Именно основателя этого музея Ивана Гончара надо благодарить за пробуждение национальной гордости за свой народ, его высокую духовную культуру, именно этот музей пробуждал национальное сознание».