Еще совсем юные пианисты из 14 стран мира приедут в нашу столицу, мечтая о победе в этом престижном форуме. Для многих из них это не только первое серьезное музыкальное соревнование, но и дебютное выступление перед публикой. Самым маленьким исполнителям нет еще и семи, а более опытным пианистам — до четырнадцати лет. В этом году выступления пианистов будут судить пять членов жюри из Великобритании, Германии, России, США и Украины. Каким видят Конкурс им. В. Горовица его создатели и члены жюри? Об этом «Дню» рассказал один из «отцов-основателей» Юрий Зильберман, а известная пианистка Валида Расулова-Сук (США) дала несколько советов участникам конкурса и их педагогам.
Юрий ЗИЛЬБЕРМАН, генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица:
— Мой самый любимый и желанный конкурс — это «Горовиц-Дебют» и «Младшая группа»! И даже не потому, что смотреть на детей всегда приятно. Меня не умиляют маленькие музыканты — они приводят в восторг! Искренность — вот то, чего нам, взрослым, так не хватает. Ведь то, что делает маленький пианист на сцене, просто не в состоянии повторить взрослый. Отягощенный тысячами забот, порой закомплексованый донельзя, он «толкует» музыку, пропущенную через призму своего «я». И только чистая, свежая, юная душа ребенка способна к абсолютной искренности и правдивости...
За 16 лет множество пианистов прошли через Конкурс им. В. Горовица. Они играли еще совсем малышами, потом участвовали в средней и старшей группе. Некоторые из них стали действительно хорошими музыкантами, добились успеха, выступают на лучших сценах мира. Но в моей памяти, эти пианисты навсегда остаются малышами, которых я слушал еще в младшей группе. Может быть, поэтому я по-прежнему называю их Сашенька (Александр Чугай), Лешенька (Алексей Гринюк), Темочка (Артем Ляхович), Славочка (Вячеслав Зубков). Повторюсь. Мой самый любимый и желанный — это конкурс «Горовиц-Дебют» и «Младшая группа»!
Например, Валида Расулова-Сук приглашена оценивать игру молодых музыкантов в Киев не в первый раз. Она желанный гость на международных конкурсах в Грузии, Испании, США и Мексике. Пианистка участвовала в престижных конкурсах и получила диплом лауреата Международного конкурса им. Фредерика Шопена (Варшава). Кроме концертирования Валида Расулова-Сук сейчас ведет активную педагогическую деятельность. Она профессор по классу фортепиано Люси Мозес Скул и Франко-американской школы музыки в Нью-Йорке.
О главных критерия и трудностях, которые существуют при оценивании самых юных пианистов, объективности судей и «рецепт», как лучше себя проявить на музыкальном соревновании — наша беседа с Валидой РАСУЛОВОЙ-СУК (США), профессор по классу фортепиано Люси Мозес Скул и Франко-американской школы музыки Нью-Йорка:
— Возраст — важный критерий при оценивании детей, которые только начинают свой путь в музыке. Перед членами жюри стоит трудная задача — увидеть в каждом ребенке его потенциал и тут важна интуиция члена судейской команды. Ребенок может выучить все ноты, сыграть технически безукоризненно, но в оценивании маленьких детей не это самое важное. Члены жюри должны понять, как мыслит юный исполнитель, есть ли в нем все те данные, которые необходимы музыкантам-профессионалам? Увидеть это в 6—9-летних детях очень непросто!
Я много раз была на конкурсе «Горовиц-Дебют» и надеюсь, что и в этом году все члены жюри будет слаженно работать, и объективно оценивать юных музыкантов.
— Как можно сравнивать игру музыкантов шести и четырнадцати лет, как объективно оценить столь разных пианистов?
— Шести — девятилетние дети сейчас совсем не такие как, скажем, 30 лет назад. Технически они ушли далеко вперед. На одном из последних конкурсов в Миннесоте (e-Piano Junior Competition, USA) играли дети и 9-ти и 14-ти лет. И девятилетние иногда делают невероятные вещи — они играют произведения, которые старшие поколения не могли исполнять и в 14 лет! Иногда ребенок играет так, что кажется, будто он гений (хотя это слово мы должны употреблять редко, лучше говорить талант), а потом к 14 годам все это куда-то исчезает. И в этом опасность...Сейчас и время другое и дети другие, но рада, что застала время, когда могу слушать совсем маленьких детей с большим интересом, так, будто перед нами зрелые музыканты.
— На ваш взгляд, с какого возраста можно ребенку участвовать в конкурсах?
— Иногда в 5 и 6 лет выходят играть замечательные дети, но мне кажется, что это не конкурсное время. У меня учится один четырехлетний мальчик — он феноменальный (читает с листа так, как не читают даже восьмилетние), но это все же исключение. Многое зависит и от природных данных. Я считаю, начинать участвовать в конкурсах не нужно ранее 6 лет, а в 7 — 8 уже можно что-то показать, если ребенок, допустим, учится с 4 лет, т.к. надо минимум три-четыре года, чтобы его «отшлифовать» юного музыканта. Кстати, чем меньше дети, тем меньше они боятся сцены и переживают перед выступлением. Они готовят программу, играют и получают удовольствие от своего выступления. Чем ребенок старше, тем больше он чувствует ответственность. Обратите внимание, дети в 10—11 лет уже выходят на сцену и нервничают перед выступлением, чувствуют ответственность, а малыши, как правило, нет.
— У вас есть «рецепт», как должен поддерживать педагог своего ученика перед конкурсом, для наилучшего выступления?
— Универсального рецепта или каких-либо правил нет, поведение ребенка перед выходом на сцену непредсказуемо. Когда-то мой профессор говорил: «Нужно быть готовой на двести процентов, чтобы на сцене осталось сто»! И это совершенно верно. У малышей не должно быть никакого стресса и давления перед конкурсом. Нельзя требовать от ребенка победы. Можно говорить, что у тебя есть возможность хорошо сыграть, ты можешь получить удовольствие оттого, что ты на сцене и тебя слушают, сделай то, что ты можешь сделать. Слово «должен» давит на детей. Стремиться сделать своего ученика лучшим, желать ему победы — это нормально, но, чтобы это не мешало юному музыканту развиваться.
Украинская школа строгая и требовательная. Я привыкла уже к другому, т.к. живу 20 лет в Америке. Тут детей не «программируют» быть лучшими, а ребенка, учат сделать то, что ему под силу. Ты выучил, ты хорошо играешь, вот так и сыграй! Потому настрой ученика зависит от педагога. Музыкант должен чувствовать свободу! Дети в Украине — феноменальные! Бывает, приезжают на конкурс из маленьких городов, сел, но играют так, будто каждый день слушают великих музыкантов и знают, как играть, чувствуют это интуитивно. Видимо, они просто с этим рождаются, это где-то в воздухе витает. Я думаю, Украина делает большие успехи в становлении юных талантов.
— Как не отбить у ребенка желание заниматься музыкой дальше, если он не занял призового места на конкурсе?
— С ребенком нужно разговаривать: неудачи бывают у всех, привести в пример имена очень известных пианистов. Например, Рихтер никогда не участвовал в конкурсах (кроме одного всесоюзного), Кисин никогда не играл на конкурсах, но добивался успеха у публики. Если публика тебя полюбит, если ты будешь хорошо играть — это, возможно, большая половины твоего успеха в жизни. А для того чтобы добиваться любви публики, нужно хорошо заниматься и любить музыку. Если музыка стала частичкой твоего сердца и души, то без нее ты уже не сможешь жить. Не надо прессинга и давления на ребенка. Они тогда сразу зажимаются, прячутся «в скорлупу». Нужно говорить: «Это только начало (и неважно, сколько исполнителю лет — 7 или 12), — путь музыканта длинный, например, Рубинштейн играл до 91 года, а тебе только 12. Вся твоя жизнь — впереди»! И, поверьте, это сразу их вдохновляет, и тогда они не падают духом.