Но главное, он прошел путь от сугубо профессиональной премии, известной лишь в узком кругу, до всеобщего признания. Так, до 1944 года церемония награждения проходила в ресторанах, в достаточно камерной обстановке. Затем она переместилась в крупные концертные залы Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, хотя даже они не всегда могут вместить всех членов Академии, ряды которой насчитывают более шести тысяч. В 1954 году телевидение впервые показало полную трансляцию награждения. Ее посмотрело 43 миллиона человек. В минувшем году количество зрителей со всего мира перевалило за полуторамиллиардный рубеж.
Существует множество версий появления названия приза. Однако официальной легендой признали такую: якобы престарелая библиотекарша заявила: «Это же вылитый мой дядюшка Оскар». Но, только с подачи журналиста, пишущего в 1934 году статью о лауреатке Академии Одри Хепберн, употребившего неофициальное название награды — «Оскар», — сие слово достаточно быстро вошло в обиход, и было утверждено в 1939 году.
История премии, как и всего американского кинематографа, полна драматических моментов. Чего стоит хотя бы цензурная борьба за чистоту нравов в кино. В Нью-Йорке в 1922 году открылось так называемое «Бюро Хейса», которое рекомендовало (читай — диктовало), что можно, а что нет показывать на экране. «Кодекс морали Хейса» нанес ощутимый урон развитию кино в Америке, существенно ограничив возможные темы и сюжеты для экранизации.
Позже холодная война и сенаторская комиссия по расследованию антиамериканской деятельности нанесла еще один удар кинематографу и «Оскару» в частности. Все номинанты и лауреаты этой награды проверялись на «вшивость». Полетело много голов, а известный американский режиссер украинского происхождения Эдвард Дмитрик даже попал в тюрьму. Так американский маккартизм продемонстрировал свою солидарность с советским энкаведизмом.
Но, пожалуй, чем «Оскар» действительно может гордиться, так это тем, что цепь ежегодных награждений ни разу не была прервана. Ни из-за войны, как это случилось с Венецианским фестивалем с 43-го по 45-й, ни из-за политических катаклизмов — Канн 1968 года, ни из-за амбиций жюри — Берлин 1970-го. Каждый год, сначала по семи номинациям, а сейчас по 24-м, награждаются актеры и актрисы, режиссеры и художники, операторы и монтажеры...
Далеко не всегда широкая публика, особенно европейская, разделяет решение членов Академии. Можно вспомнить 1979 год, когда лучшим был назван фильм «Крамер против Крамера», тогда как одним из претендентов была более сильная с кинематографической точки зрения картина Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Но ставить в упрек американцам такой выбор — не имеет смысла. Ведь это чисто американский выбор, недаром же еще в начале истории «Оскара», во избежание подобных обвинений, Академия перестала именовать себя международной.
С недавних пор «Оскар» тяготеет к некой «оптовости»: фильмы выдвигаются сразу в нескольких, вплоть до десятка, номинаций. Например, в 1996 году «Храброе сердце» Мела Гибсона выдвигалось в 10 номинациях (получило 5), 1997-м — «Английский пациент» Энтони Мингелла (13 номинаций, 9 «Оскаров»), в 1998-м — «Титаник» Джеймса Камерона (14, 11). Ситуация этого года — не исключение: Стивен Спилберг со своим блокбастером «Спасение рядового Райана» значится в 11 номинациях (получил — 5), а «Влюбленный Шекспир» Джона Мэддэна — в 13 (7).