Только ленивый не отметился сегодня высказыванием, что украинское кино вошло в эпоху возрождения...
• Основания для оптимизма? Количество фильмов, призы картине «Племя», истеричный, не по-мужски, скандал c выдвижением на Оскар. Все это — на страницах прессы, в Интернете, Facebook, обсуждение на тусовках, цитирование реплик создателей, похвалы правительственных персон с ударением на слове ГЕНИАЛЬНЫЙ. Те, кому это определение адресуется (на премьерах и показах), улыбаются и скромно кивают головой...
И что же все-таки изменилось с приходом новых руководителей, как в стране, так и в министерствах? Можно ли расшифровать и увидеть реалии этого по-комсомольски праздничного, фанфарного настроения: есть украинское кино? Где же оно, кино, и главное — каким обещает быть?
Мне довелось побывать на последнем, а скорее, первом при новом руководителе Госкино Украины конкурсе кинопроектов (называемом для важности иностранным словом pitching), надеющихся получить государственную поддержку в грядущем 2015 году.
Для начала — два небольших отступления.
• Первое — высказывание только что назначенного нового чиновника.
Для развития украинского кино необходимо искать альтернативные источники финансирования, кроме государственного бюджета, и они должны быть закреплены специальным законом. Об этом сказал вице-премьер-министр — министр культуры Украины Вячеслав Кириленко после премьеры украинского мультфильма «Бабай», передает УНН.
По словам министра, в условиях сокращения бюджетных расходов это даст реальную поддержку для создания украинских фильмов и анимации.
• «Для меня это ключевой вопрос», — сказал вице-премьер о поиске новых способов финансовой поддержки кинематографических проектов. При этом он заверил, что даже в условиях сокращения бюджетных средств нельзя закрывать наиболее важные творческие проекты (цитируется по интернет-изданию INFO LINE)
И второе — официальный сайт нашей главной украинской киноструктуры. Называется он по-прежнему: Государственное агентство Украины по вопросам кино, а в рабочей строке сайта — Госкино (как ностальгически повеяло советским прошлым!). Разделы такие: «О Госкино», «Деятельность Госкино», «Структура Госкино» и т.п. ( попутно скажу — там преимущественно данные о деятельности старого состава, еще ставленников прежней власти).
• Словом, простому человеку — режиссеру, сценаристу ли, еще кому-либо — придется пребывать некоторое время в замешательстве... Кто есть кто и что это собственно за структура такая, где даже с названием не разобрались...
К чему я об этом, собственно?
Если попытаться видеть, слышать и читать не контекст, а написанное, то можно понять из высказывания министра культуры, что денег на кино нет и не будет. Учитывать же совковую (какую же еще?) уловку — заверение о важных кинопроектах — мы не будем.
• И второе — заведение, занимающееся кино, — агентство, госкино, как его ни назови, совсем не готово к работе над возрождением десятой музы в нашей стране.
A-pro-po: на сайте этой уважаемой организации я не нашла ни заявления нового руководителя о том, как он собирается строить отрасль и что предлагает в эти непростые времена, ни какой-либо другой программы, рассказывающей о перестройке деятельности этой организации в новые времена — победившего Майдана.
• А значит, смею сделать вывод — все остается по-прежнему, как и при власти тех, кто сегодня спокойно покинул страну, беспрепятственно унеся с собой народные денежки, оставив нам на память печально известный золотой батон...
И все-таки хочется верить! (Именно так назвал свой последний документальный фильм великий Михаил Ромм).
Поэтому решила пойти на питчинг проектов, которые, несмотря ни на что, авторы пытаются воплотить в жизнь.
16 декабря, вторник, 10 утра. Зеленый зал Дома кино (сообразила не сразу — зал оказался бывшей библиотекой Союза кинематографистов).
• Столы, стулья, белые жалюзи на окнах, сквозь которые предательски просвечивается утреннее солнце...
Ожидала, что именно здесь и сейчас новый глава киноведомства и изложит свое видение будущего, свою программу и представит, как будет выглядеть новый конкурс. Нет, все просто, по-домашнему, с плохо работающим микрофоном и небольшим экраном, на котором не видно ни одной буквы — очевидно, там должна быть программа и последовательность представлений.
• Известно, что каждому проекту дают 10 минут: в них входят демонстрация короткого киноотрывка и выступление творческой группы, как правило, режиссера и продюсера.
Зал заполнен. Здесь члены экспертной комиссии — всего их 40 (если основываться на списке Госкино), режиссеры, продюсеры, болельщики — я так думаю (словом, друзья-коллеги).
• Если учесть, что лозунг одной из главных премьер нынешней осени — «закрой глаза, смотри сердцем», то я сообразила, что чиновники избрали именно этот путь для конкурсантов.
• На экране НИЧЕГО не видно. И слышно плохо... Не только конкурсанта, но и вопросы, которые ему задают из зала эксперты. В зале (для вопросов) микрофона нет. Душно, помещение явно мало для количества публики, которая хотела бы присутствовать на событии. Печатной информации, буклетов представленных проектов — тоже нет. На вопрос, где это можно найти, посылают на сайт Госкино. Там, к сожалению, только названия фильмов, имя студии и режиссера — все! А как народу — именно народу, а не кинематографистам — узнать, что день грядущий готовит зрителю. И чего ему ждать, и как за свои деньги он может влиять на процесс?
• День второй. На экране по-прежнему ничего не видно, зато микрофон — один — работает. В зале (для экспертов) микрофона по-прежнему нет.
Соблюдение регламента практически не контролируется. На реплику из зала: «Регламент!» господин Ильенко (он же председатель Госкино) бросает в публику взгляд разгневанного завуча школы и грубо осаждает: «Это членам комиссии решать!» Ответ (из зала): «А я и есть член комиссии!» Вновь поворот головы начальника — изумленный и непримиримый — «это кто посмел!?»
Справедливости ради стоит отметить, что после перерыва регламент уже соблюдался...
• Терпимость моя иссякла, когда представлялся документально-анимационный проект о Демуцком. На экране с трудом угадывалось изображение (свет из окон забивал экран проектора) — разумеется, здесь «картинка» была архиважным элементом, фильм ведь об операторе, нашем национальном достоянии! И вот...Господин Ильенко бесцеремонно трижды поднимался со своего места (за первым столом), перекрывал экран в поисках карандаша... Говорящих он не слушал, а листал Facebook. Говорю это со всем основанием — видела сама, поскольку сидела по диагонали за его спиной. Разумеется, авторы чувствовали себя «униженными и оскорбленными», напоследок получив от него реплику: что ж, поставим «пятерку» Демуцкому, как много его кадров вы использовали.
Я обиделась. Авторы — тоже, режиссер даже расплакалась в коридоре, коллеги ее утешали.
Нашему проекту повезло больше! В самые короткие декабрьские дни — темнеет раньше. И на экране почти все было видно.
• Мои коллеги советовали ничего такого не писать, а то не ровен час — денег вот вам и не дадут...
Но я люблю кино, в нем, любимом, работаю и за державу обидно, как говаривал товарищ Сухов, который стоит взвода, а то и роты. В общем, все эти резоны и заставили меня взяться за перо.
И поэтому не лишне, мне кажется, в таких случаях нашим чиновникам напомнить: деньги вы получаете благодаря тому, что мы — народ страны — платим налоги. И не вы лично из своего кармана даете деньги на производство фильмов — вы просто распределяете их. Мы лишь наняли вас, профессионалов, чтобы вы честно выполняли свою работу. Не справитесь, будем искать других.
• И тогда возникает вопрос: идет ли речь о профессионалах? Где же, повторюсь, программа нового председателя Госкино? Читала ее общественность? Меня не впечатлила, признаться, кинокарьера господина Ильенко в биографии, изложенной на сайте Госкино. Полагала, возможно, он стоящий менеджер, знающий и любящий кино изнутри — сын известных кинематографистов... Не всегда это уложишь в рамки resume, отправляемого на соискание должности... Хотя в таком творческом деле и биографию стоило бы писать не стандартную, ведь не для отдела кадров, а для публичного обозрения: рассказать о своих предпочтениях в культуре, искусстве, словом — быть открытым публично.
• Остается думать, что нынешний конкурс был проведен скомкано в угоду конца года и освоения бюджета, совсем как в советские времена...