В музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко проходит выставка древнеримской скульптуры музеев Италии — «PUERITIA/ДЕТСТВО».
Как отметила Екатерина Чуева, куратор выставки, впервые за свою историю их музей представляет вниманию посетителей античные произведения из зарубежных коллекций Рима, Капуи и Пармы. Этот вернисаж удалось организовать благодаря дипломатам, искусствоведам и Итальянскому институту культуры в Украине. Вниманию киевлян и гостей нашей столицы представлены десять оригинальных скульптурных произведений античной эпохи: мраморные портреты юных римлян и терракотовые скульптуры, отличающиеся по сюжетам, настроению и художественному ладу, но объединенные многозначной темой детства. До того, как приехать в Киев, выставка уже побывала в Будапеште и Белграде. Ее идея, по словам Екатерины Чуевой, появилась в связи с обсуждением в европейском обществе проблем детей, проживающих на территориях боевых действий: «Для Анны-Марии Реджани, генерального директора по вопросам археологического наследства министерства культурной деятельности и наследства Италии, данная тематика является чрезвычайно важной, именно поэтому результатом ее творческого замысла стала подборка произведений из различных музеев Италии, которые стоят того, чтобы быть представленными многим странам мира».
Скульптурные работы охватывают период от IV ст. до н.э. до III ст. н.э. Работы интервала этого времени отображают фазы человеческой жизни, на которые оно разбивалось в древнеримском обществе. Особое внимание, сопровождающееся выполнением обязательных ритуалов с момента рождения ребенка и в течение первых лет жизни, римляне уделяли новорожденным мальчикам. Кормление, развлечения и воспитания маленьких римлян были традиционными и священными действиями. Поэтому символически тему земной жизни человека открывает самый ранний экспонат выставки — величественная статуя женщины с двумя младенцами на руках, сидящей на роскошном троне, — отображая детство как ранний возраст человечества. Эта статуя была найдена во время раскопок старинного святилища на территории современного города Капуи и датируется IV ст. до н.э. Она является образом древнеитальянской богини Матер Матута — покровительницы женщин, изображение которой ассоциировалось с таинством рождения ребенка.
Одним из самых интересных произведений на выставке является терракотовая скульптурная головка девочки IV—III ст. до н.э., которая, согласно поверью, способствовала исцелению от болезней. Интересной для зрителей является также статуя «Мальчика, одевающего театральную маску» (I— II ст. н.э.), которая с 1733 г. хранилась в коллекции папы римского Климента ХII. Римский Национальный музей и Национальный археологический музей Пармы представлены работами «Мальчик с фонарем» и статуей «Мальчик, одетый в тогу», которая, по мнению итальянских специалистов, изображает юного императора Нерона.
Комментируя данное мероприятие, Анна- Мария Реджани отметила: «Некоторые из экспонатов выставки пришли к нам из раскопок, которые были сделаны около 50 лет назад. Другая группа скульптур родом из археологического музея Пармы, поскольку недалеко от него находился старинный город Велея, где еще в 18 веке велись раскопки, во время которых была найдена скульптурная семья императора Нерона. Найденные экспонаты сейчас находятся в Национальном археологическом музее Пармы. Большая часть скульптур родом из частных коллекций, которые сейчас расположены в Капитолийских музеях, организованных по инициативе и при содействии Ватикана».
Большое значение выставке придает ее связь с прошлым, поскольку без прошлого у нас нет будущего. А учитывая, что будущее — в детях, символизм и дух, которым пропитана экспозиция, вдохновляют на познание, совершенствование и создание нового ради грядущего.