В стенах консерватории он пользуется репутацией человека-практика. Речь идет не только о многолетнем руководстве камерным хором Gloria, во время которого коллектив приобрел настоящее европейское признание, а об его феноменальной способности, занимая должность ответственного секретаря Львовской организации союза композиторов, организовывать, казалось бы, фантастические художественные проекты, нести за них ответственность и любой ценой уметь доводить их до конца — преимущественно счастливого... Среди львовских музыкантов о нем давно ходит легенда, что он —первый, кто утром приходит в здание филармонии, и последний, кто выходит...
— Год тому назад в прессе активно обсуждался скандал вокруг Львовской филармонии (смена директоров, забастовки оркестрантов, «мертвые души» в оркестре и другое. Эта ситуация уже исчерпана?
— Я не обращаю внимания на разговоры, а просто работаю. Предыдущие два директора еще лелеют какие-то планы и надежды на возвращение в кресло руководителя. Сейчас наш симфонический оркестр ведет активную творческую жизнь. А «мертвых душ» в коллективе уже нет.
— Что концептуальное и практичное уже сделали и что пытаетесь сделать в директорской должности?
— Творческий потенциал филармонии требует кропотливой и долговременной работы на перспективу. Например, во время летней паузы нам удалось полностью обновить коридоры и фойе филармонии. Корректируется штатное расписание учреждения: симфонический оркестр получил 10 дополнительных ставок — за счет сокращения лишних. Структурируется и штат административно-хозяйственного персонала. А к началу концертного сезона мы издали просто великолепную книгу — календарь концертов, иллюстрированно-аннотированный! Есть немало интересных творческих идей, и я уверен, что они будут реализованы.
— Ваше назначение не всем понравилось. Зачем вам потребовалось взваливать на себя директорство Львовской филармонии?
— По-видимому, мое назначение директором филармонии потребовалось в противовес некоторым коллегам, потому что я не вписываюсь, я «абсолютно не в тему». Меня, можно сказать, бросили на прорыв. К сожалению, редко имею возможность делать то, что нужно именно мне, — я слуга обстоятельств...
— Расскажите о ваших недавних гастролях с хором Gloria.
— Мы выступали в польском городке Сейны, который расположен на границе с Беларусью и Литвой, по приглашению Кшиштофа Чижевского из организации «Пограничье». Дали два концерта с программами музыки Арво Пярта и украинской духовной музыки в ходе встречи «Преодоление границ: Польша—Украина—Германия в Новой Европе».
— Какой репертуарной политики, а также стилевых моментов исполнения пытаетесь придерживаться как дирижер?
— Сама жизнь подсказала нам репертуар — это духовная музыка. И здесь уже нет особых предостережений относительно эпох, стилей, текста, исполнительских манер — или это Бах, Вивальди и Моцарт, или — Пярт, Щетинский, Ланюк... Мы стремимся передавать музыку, ее красоту, совершенство, гармонию... Или просто сопереживать каждый раз каждое слово, каждый мотив, каждое дыхание...
— С большим энтузиазмом публика восприняла исполнение хором Gloria «Реквиема» Моцарта на фестивале «Контрасты»?
— Вы знаете, музыка этого произведения сопровождает меня всю жизнь и всегда остается актуальной. У каждого своя дорога к такой музыке, как и свой «Реквием». Об исполнении этого произведения я думал давно, однако осознавал всю ответственность перед «избранной темой»... Такие произведения могут даваться не «кровью», а только огромной любовью к вечным идеалам — к жизни, красоте, простоте, а еще нужно переживание или даже сопереживание за все, что не так в этой жизни. Сейчас вокруг нас, вокруг меня многое что «не так»...
— В этом году «Контрасты» уже проходили в 12-й раз. Фестиваль отметился тем, что на нем доминировали произведения Моцарта и Шостаковича, а программы были очень популярны среди слушателей. Это новый курс филармонии — популяризация классики среди публики?
— Поверьте, тяжело говорить о родном «ребенке», которого 12 лет лелеял, а он вырос не таким, как хотелось бы, или его дорога пошла якобы не туда. Для этого есть ряд и объективных, и субъективных факторов. Но фестиваль, как ни удивительно, остается популярным во Львове и имеет много сторонников из разных регионов. Фест постепенно трансформируется, не найдя пропагандистов современной, в частности авангардной, музыки, он начал искать что-то другое. Поэтому сейчас в афишах «Контрастов» появляются имена Баха, Моцарта, Гайдна, Шостаковича....
— «Оксамытна куртына-2» — творческое изобретение польского музыколога Анджея Хлопецкого — шесть лет назад была проведена в Кракове и теперь пожаловала к нам в Украину. На каких моментах оригинальности этого мероприятия вы бы хотели сосредоточить внимание?
— Это как глоток свежего воздуха. Фестиваль преодолевает границы и барьеры, которыми мы слишком обременены. На его открытии состоялся концерт во Львове Национального симфонического оркестра польского радио (одного из лучших в Европе). В программе исполнялись произведения Скорика (Украина), Нарбутайте (Литва), Канчели (Грузия), Лютославского (Польша) — это и есть «Оксамытна куртына», которую мы хотим шире раскрыть, чтобы через музыку передать ритмы Европы.
СПРАВКА «Дня»
Сивохип Владимир Степанович родился 6 января 1965 года в Дрогобыче Львовской области. В 1992 закончил Львовскую государственную консерваторию по специальности «музыковедение», в 1997-м — аспирантуру в Институте искусства, фольклора и этнографии при Национальной академии наук Украины. С 1990 года работает в должности ответственного секретаря правления Львовской организации Союза композиторов Украины. За время работы в Союзе организовал и провел ряд музыкальных фестивалей. Среди них: «Музыка украинского зарубежья» (к 100-летию украинской эмиграции), Фестиваль Н. Лысенко во Львове «Відображення» (к 100-летию Б. Лятошинского). Является одним из организаторов и директором Международного фестиваля современной музыки «Контрасты».
Автор публикаций: «Сакральне мистецтво Бойківщини», «З історії українського етномузикознавства: Зиновій Лисько», «З історії музичної культури Галичини», «До питання зародження музикознавства в Галичині». Является постоянным редактором изданий конференции «Дослідники народної музики Галицько-Володимирських земель». С 1999 г. В. Сивохип — руководитель и дирижер камерного хора Gloria, который принимал участие во многих международных фестивалях. За достижения в отрасли украинской музыкальной культуры В. С. Сивохип награжден премией им. Н. Лысенко, имеет многочисленные знаки отличия. С 2006 г. является директором Львовской филармонии.