«Избранное» Мирослава Мариновича: мыслителя, научного работника, публициста, бывшего диссидента, проректора Украинского католического университета — в известной мере вызов сегодняшнему «формату», который стремится сделать большую книжку «неактуальной». Ведь действительно, найти время, силы и привычку ознакомиться с шестью томами сможет далеко не каждый читатель. Особенно учитывая, насколько большой процент материала посвящен размышлениям над вечными темами и вопросами.
В основе «Избранного» — философские и теологические размышления и публицистические тексты, письма, интервью, биографические вещи. Взгляды и суждения Мирослава Мариновича явно не самые характерные для нашей сегодняшней публицистики, науки, эссеистики. Прежде всего, стоит отметить, что тексты Мариновича по своему мировоззрению основополагающе религиозны. Но, к счастью, не на примитивно-пропагандистском уровне, в том числе и в том автобиографическом очерке, где будущий проректор Католического университета рассказывает о своем приобщении к вере. Лучше сказать, что в своих произведениях Маринович пытается воплотить дух евангельской любви.
Хотя есть, конечно, и произведения, полностью погруженные в религиозную проблематику. Например, довольно большой труд «Украинская идея и христианство, или Когда гарцуют цветные кони Апокалипсиса». Утверждения Мирослава Мариновича достаточно амбициозны. Например, он считает, что объединение всех украинских церквей восточного обряда перспективно и практически неминуемо. Более того, он активно обдумывает возможности общего объединения всего христианского мира — не силового и не ассимиляционного. Много ли отечественных авторов задаются сегодня вообще такими вопросами? Также Маринович отстаивает мысль о том, что человечество вскоре ожидает некое «изменение парадигмы», выход на новый уровень жизни, чуть ли не к новой ее форме, более связанной с духовной сферой, ведь физическая активность в потребностях человека все более автоматизируется. Важно отметить: в масштабных размышлениях автор не прибегает к громкому и неадекватному пафосу, а также не забывает предостерегать, что речь идет только о его позиции или рассуждении, а не об истине в последней инстанции.
«Избранное» Мариновича — чрезвычайно миролюбивое издание. Каких бы конфликтных вопросов в философии, истории, религии, политике или в другой сфере он не касался, непременными остаются призывы к толерантности, пониманию, необходимости прислушиваться друг к другу. Кстати, в толерантности, «соглашении» и других подобных качествах Маринович видит условия благосостояния и развития Украины. Никогда, утверждает он, Украина не выигрывала, становясь одним из полюсов грубой силы, войны, агрессии — при таких условиях пребывание на многочисленных ментальных культурных разломах лишь приводило к неминуемой катастрофе, усиленное пограничное напряжение только разрушало. Расцвет, дескать, наступал тогда, когда Украина превращалась в «мостик», гармонично и дружественно выстраивала отношения с разными сторонами мира. Конечно, такие концепции и взгляды в сегодняшнем социуме могут восприниматься неоднозначно, и вообще они дискуссионны, но с тем, что своя логика в них есть и что она имеет неплохую аргументацию, трудно не согласиться.
Еще один важный тезис Мирослава Мариновича: не жить с оглядкой на оппонента. Он, например, предостерегает перестраивать украинскую духовность как абсолютную альтернативу российской, враждебное ей явление. Ее стоит творить отдельной, самодостаточной и открытой к сотрудничеству, диалогу, в том числе и с российской, исходить не из отрицания, а из созидания. Золотые слова, их бы вложить в уши тех патриотов, которые духовно утонули в борьбе против, а не борьбе за...
Поэтому, если вы ищете книжку с философичностью, свободной, масштабной мыслью, корректным отношением к читателям и оппонентам, мудрой самодостаточностью — попробуйте шеститомник Мирослава Мариновича.