Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Добрые и светлые спектакли для переселенцев

Актеры даже в военное время продолжают морально поддерживать зрителей
21 апреля, 2022 - 12:07
Александр БЕЛЬСКИЙ

Криворожский академический городской театр музыкально-пластичных искусств «Академія руху» на протяжении почти полвека творит уникальное искусство — пластичную драму. Такие сценические творения — это сложный симбиоз пластики, музыки, сценографии, они требуют особенного подхода на всех этапах — от замысла до реализации. Театр появился, развивается, действует вопреки многим препятствиям. В условиях войны в прифронтовом, но хорошо защищенном городе продолжается наша работа. Для этого был стимул — выпустить премьеру, над которой работали на протяжении нескольких месяцев. Событие состоялось в оригинальном формате — как благотворительный показ для бойцов местной Территориальной обороны, также присутствовали постоянные поклонники, участники творческих студий театра. Яркое театральное действо стало той важной позитивной дивинкой, которая подарила всем зрителям такие необходимые нам сейчас позитивные эмоции и веру в лучшее будущее.

«Співи сонця й тіні» по мотивам драматических произведений Мориса Метерлинка и музыкальных произведений Яна Сибелиуса — пластичная драма в двух частях: «Сумний вальс» и «Сліпі». Первая — ассоциативные картины, созданные под воздействием музыки Сибелиуса, здесь главная идея — витаизм, перед которым отступают болезни и смерть, этот дух остается после отхода человека, превращаясь в свет. Вторая — по мотивам пьесы Метерлинка, здесь даются ответы на вопросы: «Во что верим? Имеем ли надежду? Какие наши ценности?» и происходит поиск силы, которая ведет за собой тех, кто двигается вперед, невзирая на испытания судьбы.

Творчество Мориса Метерлинка — одного из выдающихся представителей символизма – сегодня на удивление актуально. Он считал, что за материальными явлениями стоят тайные силы, с которыми душа ведет разговор, что на всем материальном лежит отблеск духовного, а смысл творчества видел в возможности побуждать людей к поиску.

Работа над спектаклем предусматривала, прежде всего, отыскание пластичной формы, для нее оказались самым пригодным ряд логично соединенных сцен-картин — мини-спектаклей с автономными сюжетами, цель которых — очаровывать узором композиции движений. Музыкальное сопровождение, толчок к созданию которого дала музыка Яна Сибелиуса, в результате стал и удачным фоном для сценического произведения, и самостоятельным явлением со своей композицией и логикой. Сценография, в которой используется светоигра, видеоинсталляции, красноречивые символические, хотя и лаконичные, костюмы имеет несколько изюмин, например конструкцию, которая в первой части спектакля выглядит на разных этапах обычными дверями, каруселькой, кроватью для больной, переходом в другое измерение...

В образной палитре спектакля особенное внимание уделено образу Стихии, которая проявляется почти во всех возможных проявлениях, это усиливает эффект сценического действа. Образ Поводыря воплощает силу, которая толкает растерянное человечество не столько к выходу, как к его самостоятельному поиску. В образе Ребенка сочетаются наивная чистота и способность к осознанию, стремлению спасти, помочь, поддержать.

А сказать о смысле спектакляя можно с помощью цитаты гениальной Леси Украинки, которая «привела» в украинское культурное пространство Мориса Метерлинка, читала в оригинале его произведения, переводила их, обстоятельно анализировала и пропагандировала его творчество. Вот одна из ее оценок-рассуждений в статье «Утопия в беллетристике» (1906 г.): «Ми готуємо шлях новій істоті. Ми закладаємо підвалини нової моралі, що має обхопити інтереси не тільки ближнього, але й дальнього, має утворити гармонію не тільки людського, але й всесвітнього життя. Ця нова мораль готує ґрунтовніші зміни, ніж усі найбільш реформаторські релігії...»

Театр также приобщился к поддержке для тех, кто оказался в нашем городе из-за опасности — эвакуированных из районов боевых действий, среди них много детей, которым необходимы не только прибежища, еда, но и та пища, которая поддерживает эмоционально. Поэтому такая публика радостно восприняла добрые музыкальные сказки. Показы проходили в разных заведениях, где нашли приют люди из пострадавших областей.

А впереди — много творческих планов, реализация которых будет обогащать культурно-художественную палитру Украины.

 

Александр БЕЛЬСКИЙ, заслуженный деятель искусств Украины, директор-художественный руководитель Криворожского академического городского театра музыкально-пластичных искусств «Академія руху»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ