«Украинская культура должна иметь современное направление; у нас есть реалистичное, этнографическое искусство, признанное в мире, а теперь нужно работать над современным... То, что вы классик — очень хорошо, реализм тоже, но давайте дадим им шанс? Может, и у них что-то получится?».
(Н.Скрипник)
«..мистецтво, як вираз душі, є рух... Цінне те, що загальнозначиме, й до сього стремить чоловічий дух... Національну добу в мистецтві (власне в тенденції до мистецтва) ми вже перебули й характер нашого темпераменту таки виявить себе в тій мірі, скільки се буде потрібним. Нам треба догнати сьогоднїшньий день. Тому плижкуємо».
(Михайл Семенко, «Кверо-футуризм», Киев, 1914 г.)
«Смысл, внутреннее значение должно ощущаться. Для меня смысл, который бросается в глаза, является уродливой формой... Иногда нет необходимости сразу же видеть красоту вещи. Некоторые вещи сначала могут казаться непонятными. Затем появляется красота. И только после этого, для чувствительного зрителя, внутреннее содержание. Вещь должна «звучать», и с этим звуком неспешно приходит смысл».
(Василий Кандинский — Габриели Мюнтер, 31.01.1904 г.)
«Художник цвета, художник звука и художник объема — это те люди, которые открывают скрытый мир и перевоплощают его в реальность».
(К.Малевич)
«Если показывать вершинные явления, не складывается впечатление провинции ... В общем ... наше дело — эти явления освещать и понятие о провинциальности само собой исчезнет».
(Д.Горбачев)
«Все глубокое любит маскироваться.»
(Ф.Ницше)
Автор — сам Горбачев! А какие-то цветочки на обложке... Это намек на тетради, с которыми пионеры из лагерей возвращались (там среди песен, стихов и пожеланий выглядывали «розочки»: «Ну, чтобы красиво было»). А оказывается — это стилизованные цветы с полтавского ковра «украинского гения дизайна», футуриста Ермилова 1930-х годов из коллекции Д.Горбачева. А название? Как вспоминает автор, «само слово подслушал в одной «общаге»: «Девочки, давайте рассказывать случаи!». Я такое тоже неоднократно слышала на «тихом («мертвом») часе» в летнем лагере, если сил хватало. Поэтому, судя по всему, человеческие сообщества стремятся не только к колбасе или сгущенке, но и к «розочкам» и «случаям». Этой встречи могло и не быть... «Мистецький Арсенал» уже в седьмой раз приятно удивляет международным «Книжным».
На заре Независимости оказываюсь в Нидерландах, в гостях в голландской семье. Родители (их дочь учится живописи) показывают художественный альбом, где среди других репродукций — «Черный квадрат»1 Малевича (самого «известного в мире киевлянина» называется позже). «Он тоже УКРАИНЕЦ!»2 — искренне радуюсь. Я не притворялась немой, однако ответа не имела. Я никогда об этом не слышала! (Мои родители были небезразличны к моей художественной осведомленности.) Однако. Почему?! Ответ на этот, как и на многие другие вопросы, дает увлекательная книга «Дмитрий Горбачев. Случаи». Записала Т.Филевская, издал «Артбук».
«ХЛАМ — КОГДА-ТО ЭТО ВСЕ СОЖГУТ. А ТЕПЕРЬ ТАМ ВСЕ НА МЕСТЕ, НИКТО НИЧЕГО НЕ УКРАЛ, НЕ СТОИТ РАСКРУЧИВАТЬ»
Так в начале 1960-х передавались вслепую вновь назначенному хранителю коллекции Киевского музея украинского искусства Д.Горбачеву накрученные на валы картины из спецфонда. Картины на валах были официально заклеймены словом «формализм»3. (в 2006 г. Чикагский культурный центр. Выставка. Предварительное условие фонда, который организовал ее — исключительно украинские коллекции. Но, как оказалось, украинский авангард в Украине был настолько уничтожен, что решили делать более широкую выставку: «Украинский модернизм 1900—1930»). В это сложно поверить, но произведения украинских авангардистов просто резали, мотивируя это «контрреволюцией». Автор приводит фамилии исполнителей. Судьба оказалась снисходительной к 27-метровому памятнику Ф.Сергееву (председателю губисполкома Донецкой губернии, псевдоним Артем), созданного И.Кавалеридзе в 1927 г. Скульптура в стиле авангард на меловой круче в Святогорске — одна из 44 выдающихся памятников монументального искусства Украины, охраняемых государством. В 1952 г. во Львове было уничтожено еще 2500 произведений, в т.ч. и авангардистов. Они не олицетворяли настолько «вредную буржуазную идеологию», как импрессионисты, а вот за формализм и национализм ... подлежали ликвидации. «Оторванность от народа» — дополнительный и весомый аргумент против не до конца понятного.
В 1962 г. ЦК Компартии Украины поручает хранителю музея показать бойчукистов. Автор вспоминает: «Я помню, как раскрутил валы, там работа «Пилярі» Богомазова. Это же подвал, представьте себе, полумрак, и вдруг какой-то невероятный цвет... Тогда я стал большим поклонником авангарда, в частности украинского». В 1970 г. Д.Горбачев был лишен права занимать положенную ему должность за формализм и... «вот написали, что вы тайно иностранцев .. Это же низкопоклонство перед Западом».
«А ПОЧЕМУ ОНИ РЕАЛИСТИЧНО НЕ РИСУЮТ?» — «...НЕ УМЕЮТ» — «НЕТ, ЗДЕСЬ ЧТО-ТО ДРУГОЕ»
Это диалог между автором и молодым рабочим Дарницкого ДВРЗ, куда музейщики ходили с лекциями. Он заставил посмотреть на предмет с другой стороны и, как признает Горбачев, «перенастроил» его. «Другое» пряталось и в словах современника Л.Курбаса французского теоретика театра, в частности, концепции «чувственного атлетизма», А.Арто (они тоже искали новый язык времени, только театра): «Коммунистическая революция игнорирует внутренний мир мысли». Писателями, теоретиками искусства среди украинских авангардистов были: А.Богомазов («Живопись и элементы», 1914, 1928), А.Архипенко, Бойчук, В.Бурлюк, А.Экстер, В. Кандинский («О духовном в искусстве» , 1911, «Точка и линия на плоскости», 1926), К. Малевич («Художник», 1913), К.Редько, Пальмов. А.Богомазов писал: «Сюжет — важен (хотя Малевич без него обходился), но само строение картины — взаимоотношения между формами — там есть драматургия. Это и есть «сюжет»... И на это наша психика реагирует, на ритмы... Хорошо, если... сюжет, ...як материал пропущен через пластичную систему, а если сюжет главное... — это уже хуже,.. не по-авангардному». А.Богомазов, В.Кандинский вместе с другими, по мнению В.Цвиля, «вдохнули жизнь в мир неодухотворенных форм, которые в искусстве традиционно играли второстепенную роль. ...Открыли жизнь там, где ее никто не предполагал. Они... создали альтернативный мир беспредметности».
Украинский авангард стремился создать собственное и новое. События разворачивались достижениями. Декабрь 1908-го. В Киеве Н.Кульбин (руководитель петербуржской группы «Треугольник»), А.Экстер и Д.Бурлюк организовывают выставку группы «Звено» (считается одним из первых показов авангардного искусства). Тогда же в с.Чернянка (Херсонщина, имение графа Мордвинова) братья В. и Д. Бурлюки учреждают литературно-художественное объединение «Гилея» (по названию этой земли в истории Геродота). Среди гостей — В.Хлебников и В.Маяковский. В 1914 г. в Киеве — выставка художественного объединения «Кольцо», созданного А. Экстер и А.Богомазовым. Его картину покупают Терещенко.
1917 — Февральская революция. Первые решения Украинской Центральной Рады убедительно доказывают уверенность украинских властей в сфере развития украинской культуры. 5 декабря 1917 (в других источниках — 22. ХІ.1917г.) Основана Украинская (Государственная) Академия художеств. Федор Кричевский — первый ректор; профессора — Бойчук4, А. Мурашко, Г. Нарбут, А.Богомазов (1922—1930) и др.; первые слушатели — Т.Бойчук, А.Павленко, И. Падалка, В.Седляр. Академия искусств дает и высшее художественное образование, и способствует поддержке художественных школ. О серьезности намерений власти свидетельствует и то, что книги, картины, рисунки, чертежи получают без пошлин библиотека и галерея Академии. А украинские типографии обязуются поставлять их изданными экземплярами по специальности обучения (проводится в мастерских профессоров исключительно собственными методами).
1919 г. Всеукраинский совет искусств призывает «строить авангард революционного искусства». Киев становится центром интеллигенции со всей Российской империи. Декретом Совнаркома от 27.07.1923 г. «О мерах в деле украинизации школьно-воспитательных и культурно-образовательных учреждений» во всех типах школ вводится украинский язык. Это считается официальным началом украинизации. «Яке суворе у століття в гарячій заграві лице», — произнесет в том же году поэт-символист Яков Савченко.
1930 год. На Венецианской биеннале в пределах советского павильона существует отдельно украинский отдел. Никому, кроме украинцев, не удалось добиться того, чтобы их показали под названием «Украинская секция» (существуют отзывы и на украинский авангард в Венеции в 1928 г.). У Пальмова уже написаны «В селе», «Объезжают коня» и «Портрет дочери»; у Богомазова — «Крещатик» и «Пилярі», у Петрицкого — «Турандот. Театральный эскиз» и «Конструктивная композиция». Последний считался едва ли не самым лучшим. В том же году их увидят в Цюрихе, а со временем частично — в Америке. (В костюмах, созданных по эскизам Анатолия Петрицкого, Ансамбль Вирского завоюет мир). «Сочность», — уверен Д.Горбачев — признак украинской художественной ментальности... А «Серебряный век» — это десятки, если не сотни гениев. И это на 20-е годы распространилось».
GORBACHOV MISTAKES («ГОРБАЧЕВ ОШИБАЕТСЯ»), ИЛИ «КАКОЙ УКРАИНСКИЙ АВАНГАРД? ЕСЛИ АВАНГАРД, ТО НЕ УКРАИНСКИЙ. ЕСЛИ УКРАИНСКИЙ, ТО НЕ АВАНГАРД»
Париж — центр развития авангарда5. Его представители: А.Матисс, Ф.Леже, П.Пикассо, Р.Делоне. С французского AVANT-GARDE: avant — передовая, а garde — охрана (вспомните кавалергардов — военнослужащих специальных полков гвардейской тяжелой кавалерии в царской армии).
«В авангардизме формы были не натуралистические, а слишком динамизированные. Они говорили, что мы живем в лучах космической энергии. Динамизм был адекватен космической энергии», пишет Д.Горбачев. «Лучизм» — название творческих поисков М.Ларионова и Н.Гончаровой6. Отказ от «копирования природы», поиск новых форм и средств выразительности — духовные принципы украинских авангардистов 20-х — соединялись с протестом против пороков действительности, «академической красоты», призывом к ревизии духовных ценностей — «выбиванию публики из закостенелого дремотного состояния».
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ, «БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК»,1933 Г.
Авангардная жизнь Одессы бурлит выставками «Группы независимых» и «Интернациональных салонов» скульптора В.Издебского (первый — 1909—1910, второй — 1910—1911; их выставки проходили и в Киеве). Участник 1-го Салона — Анри Матисс. Еще не были написаны его женщины со скрипкой, мандолиной и знаменитые одалиски, однако уже радовала глаз «Фигура с зонтиком». «Матисс — краска, Пикассо — форма, — два больших путеводителя на большую цель», — писал В.Кандинский. Экспозиция работ последнего на 2-м Салоне составляла 54 единицы. Василий стал и автором обложки каталога (считается первой абстрактной композицией в печатной графике). С 1917 по 1920 г. в Киеве действует художественная студия А.Экстер при участии А.Богомазова и И.Рабиновича (посетители: Г.Козинцев, А.Петрицкий, В.Меллер, С.Юткевич). В Харькове авангардизм представляют «Голубая линия», «Будяк», «Викусь», «Кольцо» и футуристы, сплоченные вокруг сестер Синяковых. Там работал и В.Ермилов (1928—1929р. — художественный редактор журнала «Авангард»). Еще один центр украинского футуризма — упомянута Чернянка, где творили Бурлюки.
Авангард безудержной волной накрывал и уже гениев. 1926 г. Куоккала — небольшой финнский городок. С 1900-х в собственном имении «Пенаты»7 проживает уроженец Чугуева (Харьковщина), автор полотна об ответе запорожцев Моххамеду IV на его предложение перейти всей Сечью в турецкое подданство (консультировал профессор Д.Яворницкий). «Вождь всех народов» отправляет к художнику делегацию. Приказ: вернуть, чтобы сделать советским гражданином, чтобы рисовал, как когда-то Николая ІІ. И опять. «Репин отказался». Так сказал К.Чуковский8, который за год до того выполнял подобное. Однако 83-летний художник, мужественно сражаясь со слабостью, начинает писать «Гопак» танец казаков — свободных воинов-защитников Отчизны — гимн их непреодолимой силе. Им под силу побороть не только земное притяжение, отчаянно выполняя трюки взлетать на туманящую высоту, но и любые вызовы Судьбы, потому что их Вера и Жизнелюбие непобедимы! Хотя картина считается незавершенной и с чертами импрессионизма (с обязательным закреплением мгновенности), разве это не авангард?! Где, по словам родоначальника абстракционизма Кандинского, «внутренним «елементом» считается не сама форма, а присущее ей внутреннее напряжение». А какова сама энергетика танца! Известно, кто и зачем создал «Триумф воли». «Гопак» Репина — что это, как ни «Триумф Духа»!
Н.ТИТАРЕНКО В СПЕКТАКЛЕ «ГАЗ» Г.КАЙЗЕРА. РЕЖИССЕР ЛЕСЬ КУРБАС
Ради усиления преподавательского состава Киевского художественного института (бывшей Академии искусства) Иван Врона (ректор с 1924 по 1930р.) приглашает А.Архипенко,К.Малевича, В.Пальмова, В.Татлина. А еще «благодаря Скрипнику левые художники здесь имели большие возможности, и началась эмиграция левых из России, где их травили... Левые пытались сюда приехать, потому что здесь могли еще жить и работать на свободе», — пишет Горбачев. В начале 20-х как будто из кувшина Хроноса через края лились разнообразные направления эпли: «супрематизм» (безпредметничество)9, конструктивизм, футурокубизм, фовизм, кубофутуризм, экспрессионизм) и др. Их сторонники предпочитали называться представителями революционного искусства «левыми». Таланты побеждали. Вместе жили на украинской земле, работали под украинским небом... И солнцем (освещение разное). И «очень хотели быть модерными, это политика была Скрипника10, — замечает автор. — Чего Бойчука и Малевич не любил, как и все левые? Малевич говорил, что «фреска (бойчукистив травили за то, что они рисуют под икону) — это монастырская тема, а сейчас нужен грохот; ...с другой стороны считалось, что монументальный стиль Бойчука самый лучший в Советском Союзе, потому что в здесь не было монументальной школы». (В 1929 г. именно с бойчукистов начнется травля украинской интеллигенции). В 1914 г. в трактате Богомазова появляется пункт «Как точка развивается в линию, как линия формирует форму, как форма образует ритмичную структуру и так далее». В 1915 г. Об этом также пишет Малевич. В 1926 г. в Баухаузе11 Кандинский издает труд «Punkt und Linie auf Flache» («Точка и линия на плоскости»). К слову. «Arsenal Book Festival» представил чрезвычайно глубокое исследование Владимира Цвиля «Неизвестный Кандинский». С приветственным словом к автору обратились собравшиеся на мероприятии и представители Франции и Германии. Весомая часть труда — освещение периода жизни и творчества художника в Украине, малоизвестные факты биографии. И опять читаем о конфронтациях между Кандинским и Малевичем, между Малевичем и Татлиным. Последняя носила более откровенный характер. Что это, как ни доказательство безудержных творческих поисков? Уилл Дюрант в «Истории цивилизации» писал: «...отличия создают столкновение, сопоставление, мысль; суеверия взаимоуничтожаются, открывая дорогу уму». Когда же это монополия была двигателем прогресса? Исключительно добросовестная конкуренция. Авангардисты конкурировали и на преподавательской ниве, становясь известными и в Европе. Преподаватель Баухауза Оскар Шлеммер оставил такие воспоминания: «Мой учитель Хельцель в Штутгарте, Клее и Кандинский в Баухаузе... в России Малевич, и Лисицкий». А немецкий художник Курт Швиттерс 1926-го писал: «...на меня повлияли Мохоли, Мондриан и Малевич. ...Всего несколько лет назад это были еще Кандинский, Клее, Кокошка...». Дипломированный юрист В.Кандинский главной целью образования считал научить мыслить сразу в двух направлениях — аналитическом и синтетическом; невозможно специальное образование без обоснования содержания человеческой деятельности. «Анализируя опыт прошлого, нужно научить молодежь находить и обосновывать органичную связь отраслей, будто бы далеких друг от друга». А еще. Посмотрите на наряд актрисы театра «Березиль» Л.Курбаса в спектакле «Газ» (1923р.) авторства В.Меллера. Не напоминает ли он тогдашние творения Шанель? (Выведенная Шанель формула элегантности — скромность и жертва — что означает умение исключить лишнее: лишняя пуговица, волан, лишний миллиметр в пройме... — ничто иное, как практическое приложение основанного еще Сезанном и кубистами аналитического принципа отсеивания несущественных признаков. Этим пользовалось и развитие стиля Малевича). Следовательно, авангард 1920-х был общим художественным явлением для тогдашней Европы. А благодаря еще союзу «Societe Anonime» (устраивал выставки европейского авангарда в США) и ее основательнице, автору биографий «Бурлюк» и «Кандинский» художнице Кэтрин Дрейер имена украинских авангардистов становились известны еще и Америке.
ВАСИЛЬ СЕДЛЯР, «В ШКОЛЕ ЛИКБЕЗА». 1924—1925 ГГ.
«Авангард — это часть модернистского движения, заключительное... звено. И в авангард входит пять или шесть направлений: это абстракционизм, экспрессионизм, неопримитивизм... сюрреализм. Еще дадаизм и так далее. Но четкого отличия нет. И вот, если есть картина, то как вы ее назвали — так или этак — она просто красивая. И это главное для культуры», — заверяет Дмитрий Горбачев.
Тогда в чем же ошибается адвокат украинского авангарда: в том, что так дико, страшно уничтожались полотна и истязались создатели? Украинские художники: София Налепинска-Бойчук, Михаил Бойчук, Тимофей Бойчук, Иван Падалка, Василий Седляр, Олекса Новакивский, Георгий Нарбут, Василий Семенко и др. Украинские поэты и писатели: Гео (Георгий) Шкурупий, Мыкола Хвылевой, Михайль Семенко — поэт-авангардист, автор «Манифеста панфутуризма»; редактор журнала украинского авангарда «Нова генерація», в котором пропагандировал теоретические труды К.Малевича, В.Татлина, А.Родченко, А.Архипенко. При них всех об их сознательном пути дал ответ последней поэзии, посвященной дочери:
Я не знаю — як виростеш-
будеш питати
...і може не дійде до тебе
про мене згадка.
...і я не винен, що моя путь важка,
але я знаю, що за оці гріхи
моє життя змагалося
Почему у них в годах жизни стоят 1920, 1922,1933, 1935, 1937 последними? Из 259 украинских писателей в 1930 г. после 1938 г. печаталось всего 36 (своей смертью умерло семь). Следователь по делу СВУ Брук: «Нам нужно украинскую интеллигенцию поставить на колени, это наше задание и мы его выполним: кого не поставим — перестреляем» (березень,1930). Д. Горбачев приводит слова одного НКВДиста: «Мы мучили так, что выдерживал один из тысячи». Ю.Лавриненко, автор термина «Розстріляне Відродження», писал: «Всі промені кларнетичної, космічно-української веселки січе гострий дощ чорних крапель крові». Духовно-эстетическая программа возрождения была представлена «світлоритмом», который провозглашал линию «духовной суверенности», новорождения, освобождения от комплекса малоросійства». (И.Бичко).
2007 г. Гарвард. Конференция «Украинский модернизм 2007». Планируется выступление украинского искусствоведа с опровержением существования украинского авангарда. Предварительно в Германии на выставке «Украинский модернизм 2007г.» Казимир Малевича назван «Ukrainische Maler» (украинским художником). (А еще ранее... в 1980 г. искусствовед из Франции В.Д.Маркаде (Васютинская) в Лос-Анджелесе для каталога выставки «The Avant-Garde in Russia 1910—1930. New Perspectives» подает статью «Vasil Yermilov and Certain Aspects on the Early Twentieth Century», где впервые в мире пишет об украинском авангарде. В 1994 г. в Германии напечатан справочник «Художники ХХ века». Там в статье о Малевиче значится: «Украинский живописец и скульптор, выдающийся деятель русской культуры». В 1996 г. Д.Горбачев издает труд «Украинский авангард 1920—1930»). И вот, на конференции автор «Случаев» в предварительно напечатанных материалах видит первую фразу: Gorbachov mistakes («Горбачев ошибается»), потому что никто в мире об украинском авангарде не пишет. А Маркаде, хотя и пишет, однако тоже «mistake». Два дня доклады о кино, театре, литературе — и украинском авангарде... Когда наступила очередь отрицаний, никто на это уже не обращал внимание.
* * *
По прочтении книжки в мыслях лишь одно: «Честь и слава преданным!» Десяткам и сотням женщин и мужчин, которые, обнаружив свое призвание, не изменили ему под грохот 30-х. Невзирая на весь трагизм и внезапность событий, украинские авангардисты трудились, оставаясь верными своим убеждениям и человеческому достоинству, в какие бы чащи и пасти их не бросала Судьба и не только. Уверена, что за это их ценит Мир.
Полистайте Раздел 4. «Изобразительное искусство» «Истории украинской культуры» (книга 1, том 5). Достаточно лишь репродукций. И вы поймете, как нам без них... и только с реализмом. Хотя, нет! Киев, бульвар Леси Украинки, реклама на ситилайте: «Фестиваль караоке». Да, это же почти супрематическая композиция Малевича на фоне его же таки черного квадрата! Следовательно, они — рядом ...
В книге «Дмитрия Горбачев. Случаи» приведены слова немецкого поэта А.Грифиуса XVII века:
Что значит в наши дни
быть бесконечно смелым?
Звать черным черное,
а белое звать белым
Позорно громких слов
тиранству не слагать
Лгать только по нужде,
а без нужды не лгать.
— Gorbachov mistakes. (Горбачев ошибается).
— No, he doesn’t. (Нет, он не ошибается). Горбачев Дмитрий Омельянович краски не путает.
1 1915-го на виставці «0.10» картина «Чорний квадрат» (79,5 х 79,5) експонувалася вперше. Відтоді її автор — К.Малевич — і голландець Піт Мондріан стали лідерами напряму безпредметного мистецтва (супрематизму) — геометричного абстракціонізму.
2 1985-го, з приходом до влади М.Горбачова, заборона на авангард закінчилася. Та про те, що нащадок старовинного роду волинських шляхтичів (батько — поляк, мати — спольщена етнічна українка Галиновська) Казимир Северинович 1933-го написав: «Я — українець», дізналася лише з «Дня» (№106-107) 2016-го.
3 Напрям у літературі, мистецтві, що нехтує ідейним змістом, вважаючи форму єдиною естетичною цінністю мистецтва. Вікіпедія додає: «З другої половини 20-х рр. ХХ ст. упродовж десятиліть будь-який експеримент щодо форми художніх творів у СРСР догматично трактувався як прояв формалізму, переслідувався, оцінювався з політичних, а не з естетичних позицій»; «...идеологическое клише, использовавшееся в СССР в 1930—50-е гг. для идеологической борьбы с целымии направлениями в искусстве и гонений отдельных его представителей. Обвинению в формализме подвергались... советские художники, писатели и музыканты, не выразившие достаточной преданности партийному руководству искусством».
4 Уродженець Тернопільщини, закінчив Краківську, вчився в Мюнхенській, Віденській академіях мистецтв, вдосконалював майстерність у Парижі та Італії.
5 Умовний термін на означення новаторських напрямків у художній культурі 1920 ст.
6 1912-го разом із К. Малевичем у складі «російського табору» братимуть участь у виставці художнього об’єднання «Синій вершник» (Німеччина).
7 Назву садибі Рєпін дав сам. «Пенати» у давньоримській міфології: боги — захисники родини, Батьківщини; перен. — рідний дім. Куоккала з 1917-го опинилося по той бік кордону, Фінляндія була вороже налаштована до Росії.
8 1901р. «Одесские новости» явили світу першу публікацію К.Чуковського — «К вечно юному вопросу (Об «Искусстве для искусства»)».
9 1923-го художник І.Пуні писав: «Супрематизм довгий час був демонструванням найрізноманітніших простих комбінацій геометричних форм».
10 1921—1922 рр. — нарком внутрішніх справ України; 1922—1927 рр. — нарком юстиції й генеральний прокурор; 1927—1933 рр. — очолював комісаріат освіти; з лютого 1933-го — заступник голови РНК України, голова держплану. Звинувачений у перебільшенні значення національного питання, симпатії до ідей «українського буржуазного націоналізму», зосередженні у наркомосі значної кількості націоналістичних елементів. Ставши свідком голоду співвітчизників 07.07.1933 р., Микола Олексійович покінчив життя самогубством.
11 Bauhaus — Вище школа будівництва і художнього конструювання — навчальний заклад, що існував у Німеччині з 1919 по 1933 роки,а також мистецьке об’єднання, що виникло на його основі.