Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Доля грешников

В наш прокат вышел новый фильм живой легенды британского кино, выдающегося режиссера Кена Лоуча — «Доля ангелов»
4 октября, 2012 - 11:54
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДОЛЯ АНГЕЛОВ» / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Лоуч уже более полувека известен как мастер социального кинематографа. Его ранние фильмы сочетали критику порядков современной Великобритании с прямолинейным реализмом, который критики охарактеризовали как «реализм кухонной раковины». Будучи идейно выверенным, фильмы Лоуча, тем не менее, не становились творческими событиями, и почти на два десятилетия о режиссере забыли.

Впрочем, как подобает настоящему мастеру, Лоуч умел учиться на собственных ошибках. Медленно, но уверенно, от картины к картине он нарабатывал недостававшие ему формальные навыки. Результаты этой работы начали проявляться уже в 1990-е — призы Каннского и Берлинского фестивалей, благожелательные отзывы кинокритиков. Уже в преклонном возрасте Лоуч обрел второе дыхание, полностью сломал имидж производителя лобовых социальных манифестов, показал себя с равных успехом в жанрах психологической драмы, криминального фильма, комедии и исторического кино. Именно в последнем он достиг вершины признания: фильм «Ветер, который колышет вереск» (2006), посвященный борьбе Ирландии за независимость, получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

С тех пор каждый новый фильм 75-летнего режиссера становится событием европейского масштаба. «Доля ангелов» (удостоен приза жюри в тех же Каннах) — не исключение. Фильм снят в Глазго с непрофессиональными актерами. Сюжет вращается вокруг судьбы молодого шотландского разгильдяя, склонного к насилию уличного забияки Робби (Пол Брэнниган), который чудом избежал длительного тюремного заключения и одновременно стал отцом. Он решает изменить жизнь, в связи с чем возникает масса комических ситуаций.

Робби везет (в отличие от героев ранних фильмов Лоуча): он попадает для исполнения назначенных судом общественных работ к прорабу Гарри (Джон Хеншоу), который действительно хочет помочь заблудшей молодежи. Кроме того, Гарри еще и является большим ценителем хорошего виски, что, против ожидания, также становится благоприятным фактором. Человечный начальник устраивает своим подопечным — шайке таких же, как и Робби, лузеров — посещения винокуренных заводов с обязательными сеансами дегустации. Тут-то и случается чудо: Робби открывает в себе настоящий талант сомелье, вскоре позволяющий ему отличать самые редкие и дорогие сорта вин, а дальше, уже по нарастающей, еще и оказывается настоящим лидером и на редкость ловким организатором.

Лоуч с помощью своего неизменного сценариста, бывшего левого юриста Пола Лаверти (во многом его умение строить сюжет обеспечило успех «Ветра...»), закручивает интригу, показывая, как четверка криминальных «ангелов» во главе с Робби предпринимает хитрую и рискованную авантюру, чтобы сорвать приличный куш и вырваться из нищеты. Актеры-непрофессионалы — выше всяких похвал. Беднякам в их исполнении не просто сочувствуешь — за их приключениями, за изменениями в их характерах еще и интересно следить. В целом, всему фильму присуща легкость, которой когда-то у Лоуча и не пахло. Поэтому «Долю ангелов» можно порекомендовать и поклонникам авторского кино, и ценителям простых экранных развлечений.

«Долей ангелов» в Шотландии называют те 2% виски, которые улетучиваются из надежно закрытых бочек. Милость к падшим можно призывать по-разному, в том числе и с улыбкой, без надрыва и обличений. Но искренней эта улыбка будет только у человека, хорошо знающего и понимающего, через какой ад проходят слабые мира сего.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ