Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дом на краю души

Эдуард Митницкий – и сорок лет откровенности
6 сентября, 2017 - 10:55

8 сентября начнет новый сезон  Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, и это будет 40-я встреча популярного коллектива со своими зрителями. Какие изменения произошли в театре в прошлом сезоне, что ожидать в следующем? Какие спектакли обещают стать заметным явлением в культурной жизни столицы? В каких новых ролях зрители увидят своих любимых артистов? Об этом — в интервью с художественным руководителем и директором театра Эдуардом МИТНИЦКИМ.

«МОЛОДЕЖЬ НАСЫЩАЕТ НАС НОВЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ»

— Эдуард Маркович, киевляне заметили обновленный внешний вид вашего театра. Летом там шла работа, если не актерская, то малярная. Значит, театр начинается с вешалки?

— Если театр начинается с вешалки, то мы сделали новые номерки. Вешалку не обновили, но сделали заметнее. А если серьезно, то государство было чрезвычайно внимательным к нашим потребностям. Нам выделили необходимые для ремонта средства. Мы поменяли старые окна на современные стеклопакеты, отремонтировали крышу, привели в порядок внешний вид здания — утеплили и покрасили его. Театр обрел очень скромный, но в то же время выразительный и элегантный  вид, как и подобает культурному центру левобережья. Кроме того, перенесли коммуникации энерго- и теплоснабжения, начинаем работы по гидроизоляции фундамента. Так что в этом году мы сделали много, как никогда.

— Такими же заметными были и художественные достижения театра в минувшем сезоне. Критика не обошла вниманием ни одного нового спектакля. А как воспринял их зритель?

— Надо помнить, что искусство — элитарное пространство восприятия жизни и не всегда сразу находит поддержку в большинстве. Поэтому когда приоритеты и успехи театра определяются количеством заработанных денег, я всегда отмечаю, что на первом месте в театре, и вообще в искусстве, должны быть художественные достижения. Конечно, надо заботиться и о финансовом успехе, но стоит ли с этого начинать. Однако ваш вопрос понял — сейчас такие времена. В минувшем сезоне мы поставили пять новых спектаклей и заработали почти 10 миллионов гривен.

— Что из сделанного в минувшем сезоне, с вашей точки зрения, заслуживает особого внимания?

— Новые спектакли презентуют индивидуальность наших режиссеров и профессиональный арсенал труппы. Спектакли разножанровые. Разных эстетических вкусов, потому что у каждого свое миропонимание и мировосприятие. И мне это очень импонирует. По моему мнению, очень важно, чтобы в театре были спектакли разных направлений — это способствует духовному и профессиональному обогащению и режиссеров, и актеров.

Очень интересной, не похожей на привычные трактовки известной пьесы Александра Островского вышла «Бесприданница» в постановке уже известного режиссера Тамары Труновой. Интересный взгляд, возможно, противоречивый, но очень самостоятельный, который не часто встречается в подходе к классике. Поэтому спектакль мы назвали «версией» известной драмы.

ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Постановка Алексея Лисовца пьесы современного драматурга Михаила Хейфица «Веревка» — талантливая режиссерская работа. Спектакль о сложной природе человеческих страхов. В основе которых, как это ни странно, лежит животный инстинкт самосохранения.

Молодой режиссер Анна Козырицкая — автор спектакля по пьесе драматурга Леонарда Герша «Бабочки», которая у нас имеет название «Любовь... На ощупь...». Интересный режиссерский дебют в нашем театре. Не могу не вспомнить сценографию Анны Соболевой.

Тепло восприняла публика и студенческий спектакль «Двенадцатая ночь», который режиссеры, руководители курса Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого Дмитрий Богомазов и Андрей Саминин перенесли на сцену театра. Вдохновенно и азартно работают актеры — студенты третьего, а теперь уже четвертого курса. Кстати, Александр Бегма дебютировал в ней еще и как автор музыкального решения, а оригинальную пластику студенты создавали под руководством Алексея Скляренко. Привлекает внимание и причудливая сценография Петра Богомазова. «Двенадцатая ночь» уже имеет свою гастрольную историю. Спектакль запомнили на фестивале «PortoFranko» в Ивано-Франковске. Остроумная и меткая режиссерско-педагогическая работа.

— Словом, Театр на левом берегу продолжает быть творческой лабораторией для молодежи.

— Молодежь по-новому воспринимает нашу жизнь, насыщает нас новыми ощущениями, впечатлениями. И каким-то образом помогает нам видеть «свет в конце тоннеля».

— А кого из актеров вы можете отметить в минувшем сезоне?

— Всех, кто был занят в спектаклях сезона. А те, кого не стоит вспоминать, у нас не работают. Уровень актерских достижений, и, случается, неудач — наша внутренняя аналитика. Но прислушиваемся и к критике и, конечно, к зрителю.

— А все же?

— Ну если вы настаиваете. Успех спектакля «Веревки» многим обязан яркому актеру Сергею Кияшко. Интересные работы были у Михаила Кукуюка, Сергея Петько, Константина Костишина, Михаила Доценко, Леси Самаевой, Акмала Гурезова, Александра Пискунова, Юрия Радионова, Анастасии Логвин, Андрея Соболева. Наша новая актриса Екатерина Савенкова привлекла внимание и режиссеров, и зрителей. Высокий уровень мастерства демонстрируют Анатолий Ященко, Светлана Орличенко, Леся Жураковская.

Я мог бы продолжить этот список. В целом прошлый театральный год был богат на интересные актерские работы. Благодаря тому, что работать приходится в разножанровых и разностилевых спектаклях, наши актеры очень гибкие. Недаром во всех киносериалах вы непременно найдете наших актеров.

— О вашем негативном отношении к сериалам актеры составляют легенды.

— Я уже неоднократно говорил, что актеры заряжаются в театре творческим импульсом, в первую очередь профессионально, а разряжаются в телесериалах. Иногда я эти телевизионные работы смотрю, но очень быстро выключаю телевизор. Но есть приятные исключения. Например, фильм «Пес» с убедительным актерским дуэтом российского актера Никиты Панфилова и актера нашего театра Андрея Саминина.

ЧТО В ТВОРЧЕСКОМ ПОРТФЕЛЕ?

— Каких приятных сюрпризов ждать зрителям в новом сезоне?

— Новый сезон мы открываем последней премьерой минувшего года «Не оставляй меня» в режиссуре Игоря Гринберга. Это представление психологического театра с интересными актерскими работами Ирины Мак, Сергея Петько, Константина Костишина, Петра Миронова.

А первой премьерой нового сезона станет спектакль «Человек, который платит» по пьесе Ива Жамиака. Это робота Дмитрия Богомазова. В спектакле  задействованы актеры театра, а среди приглашенных, надеюсь, будут народная артистка Украины Елена Хохлаткина из Национального театра имени Ивана Франко и молодая актриса Елена Лавренюк. Спектакль родился из антрепризы под названием «Идеальная семейка». Теперь, благодаря меценату Сергею Лавренюку, мы переносим ее на сцену нашего театра. Но это будет существенно отредактированный спектакль.

Также в новом сезоне зрители увидят еще одну премьеру Дмитрия Богомазова — инсценировку романа «Жизнь впереди» Эмиля Ажара в украинском переводе Марины Марченко.

Начинаем работу над очень интересной пьесой нового для нас американского драматурга Дона Нигро «Ифигения», которая на сцене нашего театра будет идти под названием «Дом на краю души». Будет ставить эту психологическую драму режиссер Тамара Трунова, которая имеет свое, очень своеобразное виденье и театра, и мира. Спектакль — интересный ответ, на что способен человек ради своего спасения: современная семья в паутине неотступного, поглощающего повседневного жизненного драматизма — определенный экскурс в вечную классику — греческую трагедию.

Алексей Лисовец предложил пьесу румынского автора Йона Сапдару «Разлучник». Это современная пьеса, в которой дружественно сосуществуют фарс с трагикомедией, последняя — с психологической драмой. Драматург достаточно элегантно экспонирует нашу жизнь, не пряча иронической улыбки. Обычно Лисовец выбирает пьесы, в которых сталкиваются якобы несовместимые стиль, жанр, эпоха. Через катарсис смеха и вспышек горького прозрения становится понятным, что это именно о нас. О наших будничных проявлениях, которые иногда напоминают психиатрическую клинику. Мир болеет. Психические аномалии провоцируются инстинктом самосохранения. Проявления, вспышки этого инстинкта полярны — от гротеска до трагикомедии. А спровоцированные инстинктом человеческие проявления, поступки осуществляются в зависимости от культурного богатства личности, от психического и политического диагноза общества. Тяготение к таким сложным сочетаниям — специфическая режиссерская черта Алексея Лисовца.

Также в новом сезоне будет ставить Игорь Гринберг. Пьеса Эрика-Эммануэля Шмитта «Распутник», над которой он будет работать, уже идет в репертуаре одного из киевских театров. Пьеса — философская игра с окружением. Герой эпохи французского просветительства Дени Дидро, как опытный циркач, манипулирует человеческой необразованностью, глупостью, насмехается из человеческой, почти детской доверчивостью, наивностью, которая надолго задержалась в человеке. Вроде бы смешно, а поразмышляешь — не очень. В пьесе присутствует экстравагантность умственного процесса философа, его юмора — на фоне драматического ощущения жизни. Этот спектакль планируется ближе к концу сезона. Для самых маленьких зрителей Анна Козырицкая поставит сказку современной украинской писательницы Галины Малик «Аля в стране Недоладии».

В новом сезоне ожидаем появления на нашей сцене выдающейся актрисы Украины Ады Роговцевой в новой работе, которая посвящена ее юбилею!

— А вы лично что-то планируете ставить?

— Планирую! Ищу пьесу! После того количества работ, которые есть в моем послужном списке, трудно найти материал, который выстроит «Дом в моей душе».

Светлана БОЖКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ