Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Драма, которая происходит в Украине, с Украиной

Или Почему чиновники предпочитают не замечать фестиваль современной драматургии
24 декабря, 2013 - 17:34
ЧТЕНИЕ ПЬЕСЫ «РАДУЖНАЯ ТРИБУНА» ПАВЛА ДЕМИРСКОГО / ФОТО ИЗ АРХИВА ФЕСТИВАЛЯ
СПЕКТАКЛЬ «5BOYS.SK» (РЕЖ. АДРИАНА ТОТИКОВА). ТЕАТР STUDIO 12. БРАТИСЛАВА, СЛОВАКИЯ / ФОТО ИЗ АРХИВА ФЕСТИВАЛЯ

Немногим приходит в голову, что правила создаются исключениями,  что накопление их критической массы ведет к разрушению устоявшегося порядка, который должен обязательно  измениться,  стать  иным и дать дорогу новым игрокам. Больше всего остального это касается художественного пространства,  спонтанность и непредсказуемость бурления которого свидетельствует о том, что его правила прописываются вовсе не в чиновничьих кабинетах. Сами должностные лица, конечно, не верят, и пытаются во что бы то ни стало поддерживать «правильные» вещи, вред и польза от которых является предсказуемой, и от которых, обычно, отдает крепким духом перезрелой стагнации.

ІV фестиваль современной драматургии «Драма. UA», разыгранный в конце ноября во Львове, принадлежат к тем событиям, для  которых  официальное признание от официальных учреждений и союзов, существующих для официальной поддержки театрального искусства, — иллюзия. Причин для этого много, но, трезво рассуждая, вряд ли кому-то захочется отчитываться за то, что имеет взрывоопасную транскрипцию самого названия: драма, которая делается в Украине, с Украиной, и дальше по всем падежам.    

Превратившись из скромного фестиваля любительских театров,  впервые  когда-то организованного художественной мастерской «Драбина», сегодня он стал мощным двигателем именно неофициального театрального движения, направленного на то, чтобы современному зрителю было не скучно в современном театре, чтобы отечественный театр превратился из среды церемониально-развлекательного в настоящий интеллектуально-художественный  ресурс.

С такими задачами и лозунгом «Більше драми!», придуманными  когда-то организаторами «ДРАМА.UA», вероятно, ради простого количественного увеличения качественных драматических текстов,  лучше отправляться на баррикады. В конечном итоге, перенасыщенная событиями презентациями, встречами, обсуждениями четырехдневная программа «ДРАМА.UA», и оказалась своеобразной многоуровневой  баррикадной конструкцией, которую нужно было преодолеть, чтобы понять, что происходит с современным нашим и не нашим театром.

Первый уровень  составили  четыре параллельно работающие творческие мастерские для менеджеров и кураторов, для режиссерско-драматургических тандемов, для режиссеров и для критиков, под руководством театральных деятелей из Германии, Польши, Чехии, Великобритании, Украины, России, участники которых, в идеале, вскоре должны стать  активно действующими практиками отечественного театра. Их разный возраст, пол, профессия, профессиональный опыт, творческий потенциал складывались в своеобразные артистические гнезда, из которых через пару лет может вылупиться или не вылупиться что-то толковое. Но в действительности реализация предлагаемых участникам к усвоению и внедрению идей — медиа-театра, физического театра, вербатима, танцтеатра и многих других разновидностей, о которых много говорят, но которым не учат в украинских вузах,  не всегда зависит от их состоятельности. Ведь кастовость украинского театрального пространства словно блокирует большинство начинаний тех, кто не принадлежит к официальным структурам, кругам учеников, родственникам и близким, как бы обнадеживающе не  выглядели их инициативы.

Публичные театрализованные чтения пьес, с которых в свое время начиналась  «ДРАМА.UA» как настоящий фестиваль, и на этот раз стали эпицентром событий. Своеобразная, фактически стерильная форма «театра на стульях», лишенная излишеств в виде костюмов, декораций, пространственных перемещений, в последние годы стала важным импульсом для дальнейшей  творческой жизни новой драмы на сцене. Поэтому удачно осуществленные чтения и их резонанс — это своего рода залог того, что текст пьесы не потеряется среди других и на него обратят внимание.

В компании двух весьма популярных современных авторов — англичанина Марка Равенхилла, в пьесе которого «Бассейн (без воды)» сыграл Виталий Линецкий, и поляка Павла Демирского, чью «Радужную трибуну» представили львовские начинающие актеры, оказалось и несколько украинских драматургов. Двое из них посвятили тексты самой популярной среди молодежи теме выезда из Украины: об украинских эмигрантах-нелегалах там и, тех, кто, получив заветный шенген, вот-вот там окажется. Еще одна пьеса украинца, который проживает в Германии Павла Арье «Баба Пріся», — собственно об Украине здешней и сегодняшней, постчернобыльской, но в географически уменьшенном масштабе, поскольку баба Прися с дочерью и внуком спрятались от мира в формально закрытой зоне отчуждения.

События «Баби Прісі» концентрируются в одном доме и во дворе, которые притаились в глубине отравленных полесских лесов и болот. Вся другая жизнь «оттуда» поступает через радио и редкие  посещения милиционера. Омертвевшая природа до определенного времени не пускает сюда чужестранцев из цивилизации, с приходом которых  даже нищенски тяжелая жизнь зоны оказывается «утраченным раем». Поток тотального разрушения, которое спускается откуда-то с печерских холмов, достигает заповедных мест, и живые превращаются в мертвых, а больная чернобыльская земля как будто втягивает их в свое нутро, пряча людей до лучших времен.

На какое многообразие идей и сценических решений способен современный некоммерческий театр на фестивале «ДРАМА.UA», продемонстрировали силами шести спектаклей из Германии, Польши, Украины, Словакии, России. Режиссер из Кельна Андре Эрлен в спектакле «Ночь в Афганистане»  попробовал создать эффект непосредственного присутствия зрителя рядом с солдатами в казарме, которая находится в эпицентре военных событий. В невероятно интимном спектакле «Молли Б.» по «Уллису» Джеймса Джойса режиссера Марты Ойжинской, случилось невозможное для реальности отделение тела героини от нее самой и особое общение владелицы с ним. Следовательно, только театр, благодаря двум хрупким актрисам, имея способность создавать эффект физического присутствия и крайней эмоциональной напряженности одновременно, мог представить в одном пространстве разные измерения человеческого бытия: ментальное и телесное.

Спектакли-исследования, где актеры личные истории погружают в драматургическую канву и существуют в режиме не столько театральной игры, сколько самого расследования, являются особой характеристикой театра им. Ежи Шанявского из небольшого города Валбжих. Центром показанного им во Львове спектакля «О добре», созданного режиссерско-драматургическим тандемом Моники Стжентки и Павла Демирского, стала трагическая история британской поп-звезды Эмми Уайнхауз, которую можно воспринять как своего рода реплику к драматургической притче Бертольда Брехта «Хороший человек из Сезуана». Но в  варианте ХХІ века мир, в котором добром рассеивают зло, а злом заставляют проснуться добро, выглядит еще циничнее и грубее. В целом же такой театр, в спектаклях которого зрители жарят яичницу, а актеры рассказывают о своих непридуманных страхах, становится страшным и болезненным инструментом для препарирования человеческого бытия и отрицания собственной искусственности, показушности, демонстрации и суматохи.

В конечном итоге большинство  показанных  на фестивале  «ДРАМА.UA»  спектаклей, прочитанных пьес, подготовленных во время мастер-классов заданий, была направлена именно на то, чтобы современный театр проговаривал крайне серьезные вещи, болезненные и щемящие, скрытые в сумерках душ и в деформированных цивилизацией телах. А с такой некомедийной задачей бесполезно рассчитывать на коммерческий успех или на то, что рядовой зритель всегда окажется благосклонным к серьезным выяснениям, кто есть кто. По крайней мере этого как правило избегают крупные и стабильные государственные театры, страхуя себя от финансовых проблем. И наоборот, предохранительные механизмы «ДРАМА.UA» и потенциал для будущего кроются в первую очередь в понимании организаторами необходимости именно такого театра для современной Украины. В этом осознании  они, к счастью, далеко не одиноки, поскольку кроме, городского совета Львова, который предоставил своего рода карт-бланш этому фестивалю, его финансово поддержал фонд «Розвиток України», а также много зарубежных культурных институций. 

Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ