Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Драйв от... медлительности

10 августа, 2004 - 19:47

Новинка книжного летнего сезона — «Тиранія моменту: швидкий і повільний час у інформаційну добу» норвежского антрополога Томаса Гилланда Эриксена.

После того, как украинские издательства наконец «отпустили» НДС, на полках книжных магазинов очень медленно, с огромным опозданием, наконец стали появляться новинки, которые читатели должны были получить еще в начале 2004 г. Например, и небольшое по объему издание с достаточно интригующим (и ироническим, как в этой ситуации) названием — «Тиранія моменту: швидкий і повільний час у інформаційну добу».

Книга известного норвежского антрополога Томаса Гилланда Эриксена, в переводе Виктора Дмитрука для львовской «Кальварії» — не столько научна, как научно-популярная. В достаточно легкой манере непринужденного разговора с воображаемым собеседником ученый рассказывает о том, как он присматривается к миру нынешних людей, выявляя в нем достаточно странные тенденции. Эриксен отмечает, что одной из самой большой роскоши современного человека становится... удовольствие от медлительности, неспешности, непоспешности. Чтобы достичь такого состояния, нашему современнику нужны определенные усилия, чтобы (как утверждает ученый) «освободиться от информации». Ведь именно «информационное давление» (погружение в сферы интересов масс-медиа, рекламы, «мыльных» сериалов, комиксов, электронных средств общения) создает у человека впечатление безумной погони за тем, что сейчас, в этот момент является модным, популярным, важным для многих во всем мире. Опираясь на ценности момента, наш современник все больше и больше доверяет абстракциям, забывая о реальных, конкретных, невоображаемых вещах. Так же, как в активных языках мира увеличивается количество глаголов и существительных и, соответственно — уменьшается количество прилагательных, в памяти человека сжимается «директория размышлений», потому что замещается «директорией действий».

Изначально эта книга писана на норвежском, но ученый пошел на то, чтобы создать и английский вариант, который оказался настолько удачным, что с 2002 года переведен на несколько европейских языков. Вместе со своими неутешительными для человечества выводами, Эриксен делится и собственным опытом «сопротивления тирании момента», и его рекомендации могут быть не только «приняты к сведению», но и использованы теми, кто уже почувствовал потребность не только ускорять, но и замедлять что-то в собственной жизни.

Иван ЦАРЮК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ