В художественной галерее «ИконАрт» открылась выставка фотографических работ, обрамленных в старые оконные рамы. Теперь из тех оконных рам на нас смотрят скульптурные изображения святых из старых галицких кладбищ. Идея проекта «Окна» принадлежит львовским художникам Оксане Романив-Триске и Андрею Кисю.
Демонтированные оконные рамы со старых львовских домов оформлены как картины. С обратной стороны под стекло подложены фотографии мемориальной скульптуры. Для выразительности они усилены рисованными обрамлениями.
Как объясняют авторы этой выставки, замысел такого показа является исторически обоснованным — в ХІХ веке, с появлением доступного стекла, подобный способ использовали для оформления религиозных изображений. Графические печатные изображения подкладывали под стекло и обрамляли, а для разнообразия на стекло с обратной стороны наносили цветной орнамент. Таким образом, создавали недорогие тиражируемые иконы, предназначенные для дома.
Андрей Кись сознался, что на эту тему его вдохновил приятель, который живет в отдаленном селе в старенькой родительской хате, ухоженной и аккуратно побеленной. Рядом во дворе есть новый дом, который хозяин строил полжизни, но сейчас заходит туда лишь иногда, а живет в старенькой хате. Из окна той хаты, как раз того, что перед письменным столом приятеля, видно старое еврейское кладбище — «окописько». «Сотни памятников, прямых и наклоненных, длинные вечерние тени, женщины и козы... Этот сюжет был идеально скомпонован в окне и неизменен уже свыше ста лет — с тех пор, как построили хату... Порой на это кладбище, которому уже свыше трехсот лет, приезжают исследователи, что-то описывают, измеряют памятники, разбирают старинные тексты надгробий. Хозяин, замечая этих людей через окно, выходит и часами водит их по провинциальному городку. На противоположном холме от хаты приятеля раскинулось старое христианское кладбище с десятками шедевров народной скульптуры. На этой околице нет зданий, а, следовательно, и окон, из которых можно его рассматривать», — рассказывает Андрей Кись. Поэтому фотохудожник решил этот пробел заполнить.
«Проект «Окна» — это ностальгия по прошлому, и в то же время — взгляд в будущее. Это пристальный взгляд современника, который надеется, что сквозь старинное стекло, увидит определенный ракурс собственной истории», — считают ее организаторы.