Это уже пятый аудиоальбом в творчестве народного артиста Украины Александра Быструшкина. Он посвящен памяти Игоря Рымарука. Напомним, последняя работа мастера поэтического слова «І Україна їх почула» представила «гроно п’ятірне нездоланних співців» — стихотворения поэтов-шестидесятников: Василя Симоненко, Леонида Киселева, Мыколы Винграновского, Ивана Драча и Бориса Олийныка («День» № 179 от 6 октября 2011 года). Александр Павлович сделал прекрасные записи стихотворений Шевченко, Франко и Тычины, а также очень проницательно читает «Листи до сина» Стуса (кстати, эти компакт-диски он бесплатно передает в школы и клубы).
В сборник «Жовті пси Карпат» вошли стихотворения двух выдающихся современных поэтов — Игоря Рымарука «Бермудський трикутник» и Василия Герасимьюка «Мертві в музиці». Когда слушаешь голос Александра Павловича, понимаешь, что он пережил душой работу над этим альбомом. Музыкальное оформление осуществил Олег Ступка, в записи использованы музыкальные произведения Александра Нестерова.
— «Жовті пси Карпат» — совсем иная степень поэзии, — говорит Александр БЫСТРУШКИН, — и совсем другой стиль. Игорь Рымарук и Василий Герасимьюк — представители нового поколения поэтов, которое живет своими проблемами, испытаниями, настроениями и страстями, и они — наши современники. Я был лично знаком с Рымаруком, но не могу сказать, что мы были большими друзьями. Себя могу назвать почитателем его творчества. Рымарук — тонкий лирик, мастер оттенков и интонаций. Он был и остается одним из наиболее интересных поэтов современности. После «Діви Обиди», отмеченной Шевченковской премией, Игорь семь лет не баловал читателей новыми стихотворениями.
Сборник «Бермудський трикутник» — один из последних в его наследии. В нем поэт проявляет изменение мировоззренческого характера; «Трикутник» представляется и логичным продолжением «Діви Обиди», и дискуссией с собой прежним. Он поднимает проблемы смысла бытия, любви, смерти и рассматривает это как мудрый философ, внимательный наблюдатель, знающий цену жизни и любви, хорошо понимающий смысл слова и его мелодику. Так случилось, что за несколько дней до смерти поэта, в конце сентября 2008-го, мы встретились в Киеве на улице Прорезной. Запомнились его грустные глаза, а 3 октября я услышал страшную весть, что Игоря, когда он переходил улицу во Львове, сбила машина, врачи не смогли спасти жизнь поэту (Игорь Николаевич умер 3 октября 2008 г. и похоронен на Лычаковском кладбище. — Т.П.). Глаза Рымарука не давали мне покоя, и я решил записать его стихи.
— Ваш диск называется «Жовті пси Карпат», а у Василия Герасимьюка есть книга под несколько иным названием — «Осінні пси Карпат», с подзаголовком «Із лірики 1980-х», и на диске написано, что вы исполняете стихотворения «Мертві в музиці», а у поэта сборник под названием «Смертні в музиці»...
— Я перетрансформировал название, и Герасимьюк согласился со мной, что так даже лучше, потому что «осень» — это что-то лирическое, мягкое, а «желтый» ассоциируется с грустью, болью, разлукой... В самом деле, вы правы: у Герасимьюка сборник называется «Смертні в музиці», это моя ошибка, что на диске написано «Мертві в музиці». Я принес извинения автору. Почему-то у меня возникли такие ассоциации, и у Василия нет претензий, хотя подчеркнул, что его название — «Смертні в музиці»...
— Почему произведения именно этих поэтов вы решили объединить и записать?
— Я читаю много поэзии: и классиков, и современников. Рымарук и Герасимьюк — поистине выдающиеся личности. Игорь и Василий дружили, даже писали посвящения друг другу. Их стихотворения имеют разную тональность, а объединяет их высокая образность, необычный стиль поэзии, к которой мы привыкли, философские метафоры. Во внутреннем контексте они очень тональны, и искренни. По моему мнению, Рымарук и Герасимьюк — поэты-неофиты модернизма, которым удалось передать нерв нашего времени и почувствовать пульс будущего. Могу процитировать слова Рымарука, когда он представил «Бермудський трикутник». Поэт отметил тогда, что «это самая дорогая для меня книга. И неожиданная. Она иная, нежели все предыдущие. В ней немало стихотворений с посвящением тому или иному писателю, поэту: и за каждым посвящением стоит отдельная история, которая произошла со мной и тем человеком»... А «Смертні в музці» Герасимьюка — о неизбежности завершения земного существования и бессмертии духа. Автор неразрывно связан истоками своего творчества — с родной Гуцульщиной, где он вырос, с традициями местных народных музыкантов и резчиков по дереву. Уникальная метафорика стихотворений Василия Герасимьюка впечатляет:
«...Не під небом смертні, не на землі,
не в постелі своїй, не в труні,
не в землі з червами, не в золі,
смертні в музиці, яка — ні».
Знаете, когда я подбирал стихи, то позвонил в студию и сказал, что хочу записать как можно скорее, потому что могу не успеть... Этот диск — как реквием, как набат — нам, украинцам, помнить, что жизнь — всего лишь мгновение! Сборник «Жовті пси Карпат» войдет в аудиоантологию, над которой я
Сейчас заканчиваю работать. Готовлю к записи произведения Владимира Сосюры. До 2012 года хочу подготовить диск, куда войдут стихотворения всех 12 поэтов — от Тараса Шевченко до Игоря Рымарука и Василия Герасимьюка.