Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двадцать четыре тысячи три дня

вместил земной путь композитора Марка Карминского
20 октября, 1998 - 00:00

Пытливый книгочей, всецело погруженный в атмосферу культуры, Карминский никогда не гнался за призрачной славой. Чуждый высокомерия, он умел подчинить нервозные суетные ритмы нашего безблагодатного существования мелодии собственной души, неторопливой, вдумчивой, умиротворяющей.

Он очень любил музыку для детей, и она всегда особенно ему удавалась. Вероятно, потому что в нем самом образ знатока-интеллектуала сочетался с детской чистотой, непосредственностью, доверчивостью и открытостью. Незабываемые впечатления оставил проведенный в Харькове за год до смерти хоровой фестиваль его музыки. Его произведения для детей и сегодня постоянно включаются в программы различных конкурсов. А популярную музыкально-литературную композицию «Робин Гуд» в записи фирмы «Мелодия» по-пиратски переписывают на компакт-диски и аудиокассеты. Они и сегодня продаются, изготовленные мифическими фирмами, порой даже без указания автора музыки и текстов (песни М. Карминского написаны на стихи Роберта Бернса).

Но записать Карминского всего лишь по «ведомству» «детской музыки» означало бы превратно представить его творчество. Его перу принадлежат четыре оперы, в частности отмеченная подлинным новаторством партитура музыкальной фрески о революции «Десять дней, которые потрясли мир», в которой композитор оригинально использовал элементы документальной пьесы-диспута и эстетики эпического театра Брехта (хор — комментатор событий). Эксперименты с оперной формой были для Карминского чрезвычайно органичны: еще со студенческих лет он страстно увлекся театром, написав музыку к десяткам драматических спектаклей, работая со многими известными режиссерами и актерами. Среди его друзей был Евгений Леонов — не только изумительнейший Винни Пух популярного мультика, но и яркий интерпретатор песни Карминского на стихи Роберта Бернса «Из чего только сделаны мальчики». Музыку Карминского Леонов по-настоящему любил и при каждой встрече просил композитора играть ему и петь.

Марк, действительно, был прекрасным исполнителем своих песен. Всегда буду помнить нашу с ним последнюю встречу в Харькове. Мы пришли к нему в гости с шестилетним внуком. Марк, уже серьезно больной, похудевший и осунувшийся, извинился, что вряд ли сможет петь. Но потом пересилил себя, сел к инструменту и... провел настоящий авторский вечер с таким воодушевлением, что мой непоседливый внук, забыв о шалостях, просил дядю Марика повторять любимые мелодии еще и еще раз, демонстрировать незабываемых персонажей его песенного театра: пони по имени малютка Грей, веселого карандаша, ребят, пускающих в небо разноцветные праздничные шары. И, конечно, мушкетеров, презирающих трусость, из знаменитой песни композитора «Есть мушкетеры!», которая была романтическим девизом нашей «оттепельной» юности.

И еще одна страничка творчества композитора кажется мне достойной особого упоминания. Ребенком переживший войну и эвакуацию, Карминский создал прекрасный цикл военных песен. Подобно Владимиру Высоцкому и Леониду Быкову, он принадлежал к детям военных лет, по возрасту не успевшим побывать на фронте. Но они, все трое, вжились в судьбу своих отцов и старших братьев, мальчиков в военных шинелях, чья юность оказалась столь краткой и столь возвышенной, и увековечили ее.

Личность Карминского достойна подражания. В нем были свет и гармония, которых нам так недостает сегодня.

Марина ЧЕРКАШИНА, доктор искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ