Еще несколько лет назад в Черновцах ежегодно проводился Международный конкурс исполнителей эстрадной песни имени Владимира Ивасюка, поэтому его песни можно было услышать от молодых певцов из разных стран мира. К сожалению, по различным причинам этот конкурс прекратил свое существование. А песни Владимира Ивасюка время от времени все же прорываются в теле- и радиоэфир, особенно же — бессмертная «Червона рута». Но Ивасюк, проживший очень короткую — всего 30 лет — жизнь, написал намного больше песен — свыше 100. Их пели на Буковине, где композитор родился и вырос, во Львове, где он учился в консерватории, в Украине и всем необозримом Советском Союзе, от Карпат и до Камчатки, а еще на Кубе и далеком австралийском континенте, причем не только украинцы по происхождению, для которых в те далекие 70 е годы творчество молодого Ивасюка было, как глоток живой воды, а и кубинка Нерейда Нерайхо, венгр Янош Коош, польский ансамбль «Но то цо». А это были очень популярные исполнители в своих странах! Пели белорусские «Песняры» и грузинская «Орера», пел Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха. Но первой и лучшей исполнительницей большинства песен была София Ротару.
София тоже родилась на Буковине. Петь начала сызмальства. А первый настоящий успех пришел к девушке в 1964 году, на республиканском смотре художественной самодеятельности — она стала его победителем, и ее назвали «буковинським соловейком». В следующем, 1965 году София Ротару участвовала в праздничном концерте на сцене Октябрьского дворца в честь 25-летия присоединения Буковины к единому Украинскому государству. Как вспоминает участница того концерта ученый Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича Валентина Диденко, в этом концерте участвовал и вокально-инструментальный ансамбль «Буковинка» из городка Кицмань. А руководил этим ансамблем, был автором нескольких песен и играл на многих инструментах юный Володя Ивасюк. Ему тогда было всего 16.
Прошло еще немного времени, и о Софии Ротару заговорил весь мир. Это произошло в 1968 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Болгарии. Певица из Буковины в конкурсе вокалистов завоевала большую золотую медаль и звание лауреата. Чуть ли не все газеты в Советском Союзе на следующий день вышли с ее портретом на первой странице под заголовком: «София покорила Софию!» (Имея в виду столицу Болгарии.)
У Владимира Ивасюка успехи скромнее: он перешел на второй курс Черновицкого медицинского института, также участвует в художественной самодеятельности, в ансамбле «Карпаты», возглавляемом молодым и талантливым композитором Валерием Громцевым. Он уже написал несколько песен, в частности, «Я піду в далекі гори», с которой он выступил в программе Республиканского телевидения, а выступление в популярной радиопередаче «От субботы до субботы» вызывает к нему подлинный интерес — ему начинают писать письма, просить ноты. Думает ли он тогда о том, что вскоре София Ротару будет петь и его песни? Очевидно, нет, потому что Ротару уже была звездой и исполняла произведения гражданского звучания и народные песни.
Вот как пишет Михаил Ивасюк в повести «Монолог перед лицом сына»: «София на сцене. Она исполняет очень популярную песню «Степом, степом…» А. Пашкевича. Это чрезвычайное, непревзойденное исполнение — столько душевной силы вложено в него, что зал перестает дышать. Когда песня смолкает, Володя наклоняется ко мне с пылающим от возбуждения лицом и говорит вполголоса:
— Такой интерпретации я еще не слышал. Просто забываю о мелодии и словах, вижу только душу Софии Ротару, такую же прекрасную, как и эта песня».
Владимир Ивасюк новую свою песню «Відлуння твоїх кроків» отдает Лидии Видаш, которая вместе с Софией Ротару училась в Черновицком музыкальном училище, Лидия выступает с нею на Республиканском радио.
Но наступает 1970 год — памятный для истории украинской песни. 13 сентября в телепрограмме «Камертон хорошего настроения» Владимир Ивасюк и преподаватель педучилища Елена Кузнецова исполняют песни «Червона рута» и «Водограй». Интересно, что в той программе участвовала — в завершение! — София Ротару, которая также исполняла две песни — молдавскую народную и болгарскую «Море».
«Червона рута» приносит молодому автору подлинную славу. Она становится победителем первого в истории советского телевидения хит-парада «Песня-71». А украинский режиссер Роман Олексив снимает музыкальный фильм, название которому дает песня Ивасюка. Героиню фильма Оксану играет, а точнее сказать, поет София Ротару. В фильме снимался также вокально-инструментальный ансамбль «Смеричка» — его солист Василий Зинкевич получил роль героя фильма, и именно ему поручили исполнять «Червону руту». Ротару в дуэте с Зинкевичем пела «Водограй». Если бы в те далекие времена в СССР составляли рейтинги фильмов, без сомнения, этот имел бы наивысший. Его показывали даже на ВДНХ СССР в Москве и несколько раз по просьбе посетителей повторяли — об этом вспоминает известный украинский поэт, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко Степан Пушик.
Тогда же, в 1971-м, в Черновицкой областной филармонии начинает свою творческую деятельность вокально-инструментальный ансамбль «Червона рута», созданный талантливым музыкантом Анатолием Евдокименко. Солистка — София Ротару. В ее репертуаре — песня, давшая ансамблю название, и «Водограй». Об этом периоде творчества сама София Ротару впоследствии сказала: «Я очень благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось начать свою жизнь в искусстве вместе с таким ярким, великим, самобытным талантом» имея в виду Владимира Ивасюка.
Владимир продолжает учиться в медицинском институте, отнимающим у него все время. И все же, после успеха «Червоной руты» и «Водограя», он все больше задумывается над тем, чтобы заняться музыкой профессионально. Именно в тот период вместе с поэтом-черкащанином Василием Марсюком работает над песней «Две скрипки». Это удивительная песня, в которой удачно объединились гуцульский и восточноукраинский мелосы: оба были близки Владимиру генетически — отец у него буковинец, мать — из Запорожья. Сам Владимир считал это произведение очень важным для себя, программным, впоследствии, когда писал заявку в фирму «Мелодия» на издание пластинки, то подчеркивал, что художник отдает людям «снiв своїх красу» — именно такие слова есть в песне. Уместно будет сказать, что в архиве композитора сохранилось 12 вариантов текста с его правками. Не менее требовательно он работал и над мелодией. Вероятно, поэтому так важно было для него, чтобы эту песню исполнила София Ротару. Настолько важно, что запись об этом сделал 26 июня 1972 года в своем дневнике даже отец композитора. Он писал, что София пока что не дала согласия исполнять эту песню, а через два дня, т.е. 28 июня, должна быть ее премьера на местном телевидении. И на следующий день Михаил Григорьевич начинает искать солиста ансамбля «Смеричка» Назария Яремчука, тоже обладавшего прекрасными вокальными данными, чтобы он исполнил «Две скрипки». Узнал, что Яремчук на практике в одном из буковинских сел (он учился в университете) и готов был взять такси, чтобы ехать за певцом, а тут сын сообщил, что София будет петь. И отец, для которого успех сына значил очень много, записывает в дневнике так: «Ура! София согласилась!»
Это был прямой эфир, юный композитор сам аккомпанировал певице. Остались только фотографии, снятые инженером телевидения Виктором Ожогиным, и аудиозапись песни, сделанная Василием Стриховичем. Но это выступление запомнилось зрителям на долгие годы.
А вот фрагмент из письма матери Владимира Ивасюка Софии Ивановны: «Соня в красивом красном платье вышла под рукоплескание с песней «Пісня буде поміж нас» — хорошо исполнила, красиво музыкально оформили. Последней песней она спела «О, сизокрилий птах» и ушла. Ее вызвали, и она красиво, игриво исполнила «Водограй». От концерта, державшего публику в напряжении, осталось целостное, сильное, приятное впечатление (не стыдно, что они называются «Червона рута». Письмо написано 19 марта 1973 года. Владимир уже жил во Львове.
«Когда напишу песню, то София всегда исполнит ее так, как я задумал, как нужно ее исполнять», — ответил Ивасюк на вопрос польского журнала «Пшиязнь» после победного выступления Софии Ротару на очень престижном конкурсе эстрадной песни в польском городе Сопоте в 1974 году, на котором она исполняла песню «Водограй». «Двое популярных» — так назвала тогда польская пресса их творческий дуэт.
В 1975 году в Киеве Ивасюк и Ротару записывают песни для пластинки-гиганта. Как вспоминала младшая сестра Володи Оксана, которая была тогда с братом и все видела собственными глазами, «София прилетела на запись. Мы встречали ее в аэропорту. И по дороге в такси Володя показывал ей песни. Она была утомлена перелетом и молча слушала, казалось, не совсем внимательно. Когда же запись состоялась, безупречность исполнения поразила самого автора».
К сожалению, будучи одним из наиболее популярных композиторов, Владимир, согласно существующим тогда в СССР законам, считался только «самодеятельным автором», следовательно, не имел права на выпуск пластинки- гиганта. Она вышла только в конце 1977 года благодаря большим усилиям и не без вмешательства Софии Ротару, которая, посетив в качестве почетного гостя конкурс «Сопот-77», на сцене Лесной оперы вновь исполнила песню Владимира Ивасюка «У долі своя весна». Как вспоминал известный поэт-песенник Юрий Рыбчинский, автор текста этой песни, Владимир сначала услышал, как исполняет «У долі…» ансамбль «Песняры», очень известный коллектив. «Сама по себе песня понравилась аудитории в таком виде, но этот «танцевальный» успех многое убивал в песне: содержание музыки и слов, драматургию чувств.
— Я боюсь, что после них все так начнут петь, — сказал Володя.
— Тебе не нравится? — спросил его.
— Старик, это может быть. Но только в одном «экземпляре»! — И мрачно прибавил: — Скорее бы Соня ее запела.
София Ротару запела в Сопоте. И Володя позвонил мне из Львова и радостно сказал:
— Ты слышал, старик? Ну как?!
Но этот был риторический вопрос».
Как высоко ценил Ивасюк Софию Ротару, свидетельствует их сотрудничество в фильме «Песня всегда с нами», съемки которого происходили на Буковине в 1975 году. Ротару исполняла в этом фильме шесть песен Владимира, в частности, «Две скрипки», «Колиска вітру», «Два перстені» и другие. Фильм был в плане съемочной студии, все шло согласно плану. Но вот Владимир получает письмо от редактора «Укртелефильма» Светланы Светличной, в котором она просит композитора вмешаться в события, потому что «наверху» появилась идея «поручить» исполнение песен Ивасюка другой певице (это письмо хранится в фондах музея композитора в Черновцах). И Владимир пишет в ответ: «Сколько я не оглядывался вокруг, никто не может сделать так, как София». Фильм вышел на экраны Центрального телевидения 1 января 1976 года и имел огромный успех. Володя смотрел фильм в Черновцах вместе с родителями у своего друга и творческого побратима Василия Стриховича — у того уже был цветной телевизор, а у родителей еще не было.
Михаил Ивасюк писал в повести о сыне так: «София Ротару была той доброй силой, которая, проникаясь Володиным вдохновением, стала могучим звеном, крепко связывающим творчество Володи с широкими массами народа. Володя был восторжен абсолютной музикальностью Софии Ротару. В ее устах произведения Володи, преисполненные человечности, задушевности, драматизма, становятся чудом, которое мы называем красивым словом — ИСКУССТВО».
И хотя Владимир жил во Львове и у него было немало проблем, а София уже работала в Ялте, их творческие связи не прерывались никогда. В интервью радиопрограмме «Странствующий меридиан» в 1978 году на вопрос журналистки Марты Кинасевич, для кого он пишет песни, композитор ответил, что на заказ не пишет, но «бывает так, что уже с самого начала ты знаешь, к кому обратишься после написания этой песни. Так у меня много раз было с Софией Ротару».
Известный украинский певец, шевченковский лауреат Василий Зинкевич, побратим Владимира Ивасюка, вспоминал: «Особым было его отношение к Софии Ротару — любил ее чрезвычайно. Собственно, для нее писал. Я считаю, что этот творческий дуэт был уникальным явлением на нашей эстраде».
К сожалению, вдохновенный полет украинского песенного гения был прерван преждевременной и несправедливой гибелью — в апреле 1979 года Владимира Ивасюка Имя композитора в официальных кругах произносилось с пренебрежением, вокруг него было немало клеветы, лжи, суеты. Это было трудно пережить, в первую очередь, семье и тем, кто сотрудничал с ним. Но вот в 1983 году, в издательстве «Мелодия», усилиями многих людей удается подготовить книгу его песен. И эта книга выходит — с предисловием Софии Ротару. Это был настоящий поступок! Сегодня эта книга — библиографическая редкость.
В своем интервью Черновицкому телевидению в марте 1988 года София Михайловна сказала так: «Володя одним из первых на украинской эстраде сумел органически сочетать народный мелос с современной интерпретацией и получить такую яркую, необычную, неповторимую музыку.
Володя был моим композитором. Все песни, которые он писал, сразу становились моими. Мне ничего не нужно было придумывать, все происходило само собой, как будто эта мелодия жила во мне, была моей и кто-то просто коснулся струн моей души — и они зазвучали.
С ним было легко, с ним было радостно работать. Он был добрым, он был щедрым. Редко бывает в жизни, чтобы так объединялись красота внешняя и душевная. Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба, если бы мы разминулись с композитором Владимиром Ивасюком».
София Ротару, в репертуаре которой и сегодня живут песни Ивасюка, исполняя их, прикасновением своего огромного таланта всегда пробуждает в нас лучшие человеческие чувства.