Написанная Ольгой Кобылянской в конце ХІХ века повесть о трех женщинах-интеллектуалках, как ее объясняет школьная хрестоматия, хоть и уступает по количеству сценических версий «Земле» и «У неділю рано зілля копала», но тоже привлекает внимание режиссеров. «Меланхолический вальс» в свое время заинтересовал даже отечественных кинематографистов, в 1990 году Борис Савченко снял одноименный фильм. Тогда же, на заре так называемой независимости, одну из ранних повестей Кобылянской, затрагивавшую вопрос женской эмансипации, на сцене Львовского театра им. М. Заньковецкой поставила Алла Бабенко в свойственной ей манере утонченного психологического театра.
А вот нынешняя премьера в Киевском ТЮЗе отсылает нас к театру условно абстрактному, которым нас уже удивляли, например, в тюзовской «Мольериане». Здесь в попытке не просто актуализировать, но и сделать содержание перенесенного на сцену литературного произведения универсальным, в миксере неконтролируемой режиссерской фантазии смешиваются времена, культурные эпохи, стили, в результате чего в этом пестром эстетическом коктейле размывается само содержание. Более того, в нагромождении внешних средств выражения (разных по стилю музыки и проекции живописи, чрезмерной пластики и внешней динамики при отсутствии динамики и глубины внутренней) теряется нить самой истории дружбы трех молодых женщин, через судьбу которых Кобылянская пыталась показать вызванные новейшими временами свободы, равенства, братства опасности и проблемы социализации женщин. Роли трех таких разных и в то же время заинтересованных друг в друге женщин — учительницы Марты, художницы Анны и музыканта Софии — сыграли, соответственно, Ирина Лановенко, Людмила Загорская, Екатерина Савенкова.
Учитывая то, что тюзовская премьера совпала с празднованием восьмидесятилетнего юбилея Константина Дубинина, являющегося не только режиссером-постановщиком «Меланхолического вальса», но и сценографом, автором инсценировки и музыкального оформления, мне хотелось бы избежать дальнейшего детального разговора о спектакле. Я уже и так сказал много лишенной юбилейной лести слов, ведь у нас принято говорить о юбилярах либо хорошо, либо ничего. Поэтому напоследок скажу лишь, что после премьеры режиссера поздравляли не только работники театра, но и его студенты, которых он обучает азам театрального искусства. Со своей стороны хочу поздравить юбиляра и я, пожелав ему многая лета, здоровья, вдохновения и, главное, ясности в тех творческих замыслах, которые он еще захочет воплотить на сцене. Нам так не хватает ясности, прозрачности, а они так необходимы, особенно когда имеем дело с детьми и юношеством.