Представление видео на песню «Кактус», онлайн-концерт-презентация нового альбома All or Northing/ «Все або нічого», сольный концерт в столичном Октябрьском дворце 26 апреля — эти события стали инфоповодом для встречи с певицей ДЖАМАЛОЙ. Хотя с ней и без них интересно разговаривать. Это я к тому, что ей всегда есть что сказать!
— Я воплотила главную женскую роль — роль Ольги Левицкой, украинской актрисы, певицы, в фильме Олеся Санина «Поводырь». (Прекрасное украинское кино! Скоро — премьера!) А поводыря кобзаря сыграл Антон Гриль, внук известного украинского художника Богдана Сороки. Когда мы впервые встретились, парень сказал, что знает о Джамале от дедушки (малый живет в Штатах). «А откуда знает обо мне твой дедушка?» — поинтересовалась я. «Прочитал в газете «День» — услышала в ответ. Это — первый случай, когда обо мне узнают не из выступлений, ротации песен на радио и ТВ, а из печатного издания, где интервью стало резонансным.
— Недавно вы исполняли Гимн Украины перед боксерским поединком Вячеслава Узелкова и Дуду Энгумбу. Что тогда ощущали?
— Это во второй раз я исполняла гимн публично. Правда, впервые акапелла и на ринге. Скажу искренне: давно так не волновалась... Накануне просмотрела много видео — кто и как пел «Ще не вмерла України» на открытии различных турниров.
Наш Гимн довольно статичный, написан в стиле марша. Если его сравнивать с певучим американским, то в последнем есть где «развернуться», что, собственно, Арета Франклин, Бейонсе и делали. Здесь же сложно было привнести что-то свое, не изменив при этом мелодию и сути вообще. Поэтому я решила просто вложить свое сердце — чтоб каждое слово прошло через меня.
В основном приятно было читать комментарии от зрителей на моей странице в Facebook. Кто-то писал о жизнеутверждающем исполнении. Кто-то — о надежде, которую подарила своим пением. Правда, кое-кто — о том, что спела украинский гимн на американский манер. Давайте определимся: что имеется в виду? Просто умение петь? А разве бездушно распевать ноты считалось бы украинской манерой? Я спела так, как чувствовала. Когда исполняла гимн, хотелось плакать. Так же на глазах выступают слезы, когда пою украинские народные или крымскотатарские песни. Даже не знаю почему.
— На вашей странице в Facebook есть фото с лидером крымских татар Мустафой Джамилевым. Поддерживаете отношения с ним или просто знакомы?
— Долгое время мой папа был председателем мусульманского сообщества в Малореченском, откуда я родом. Как раз в этот период он познакомился с Мустафой Джамилевым и Рефатом Чубаровым. Соответсвенно, я как его ребенок их тоже знала, поскольку выступала на многих крымскотатарских праздниках. Только со временем осознала масштабы обоих. Например, меня всегда восхищало то, что Рефат Чубаров говорил на украинском. Как и сам Мустафа Джамилев, большая часть жизни которого прошла в борьбе. И в борьбе она и дальше продолжается.
Когда вернулась с «Новой волны» из Юрмалы, поступили поздравительные телеграммы от Джамилева и Чубарова. Было приятно, что заметили мою победу.
— В Крыму есть много украинцев. Но долгое время они, в отличие от крымских татар, не демонстрировали солидарность в отстаивании своих прав. Поэтому и родилась такая невеселая шутка, мол, что украинцы на Крымском полуострове — это крымские татары.
— Мы, крымские татары, многое получили во времена независимости Украины. Недавно посещала родителей. Параллельно согласилась дать интервью для программ крымскотатарского радио и телевидения, которые появились за последние несколько лет. Иметь возможность оставаться собой — это счастье!
— 18 мая прошлого года в том же Facebook вы написали, что скорбите вместе со своим народом — в этот день 1944-го было депортировано более 180 тысяч крымских татар. И призываете помнить эту трагедию, чтобы быть. А какие еще события из истории украинцам следует помнить, чтобы БЫТЬ?
— Голодомор 1932-1933 гг., расстрел кобзарей в 1934-м под Харьковом, очевидно, депортацию крымских татар, репрессии советской власти в целом... Я призываю упомянутые трагедии помнить для того, чтоб они больше не повторились. Наконец, чтоб жизнь в нашей стране имела ценность.
МОЮ МУЗЫКУ НУЖНО РАССЛЫШАТЬ
— 24 марта состоялась интернет-презентация вашего нового альбома All or Nothing. Это — второй (после «Океана Эльзы») оnline-концерт в Украине. Как реагировал украинский зритель на событие?
— Мой онлайн-концерт проходил как раз во время аномального снегопада, поэтому большинство людей следили за борьбой с ненастьем и вряд ли обращали внимание на музыкальные события. К тому же оказалось, что мобильные телефоны и планшеты не поддерживают этот формат и смотреть концерт можно было лишь на компьютере. Очевидно, поэтому число зрителей было меньше, чем мы рассчитывали. А может, люди стали настолько безразличными к музыке, что в Facebook для нас важнее лайкать и перепощивать собак и кошек, открытки с юмором, чем действительно интересные линки. Я не сужу, а констатирую факт. Но число просмотров концерта в офлайне постоянно растет, поэтому я уверена, что все, кому интересно, в конце концов его увидят.
— Джамала, если бы такой online-концерт прошел в другой западно- или восточноевропейской стране, число зрителей были бы значительно больше?
— В Европе больше людей, настроенных именно на эту музыку. Они воспитываются на ней. Таких меломанов, как, например, в Голландии, нигде не встречала. Там слушают музыку везде! Причем хорошую! Вспоминаю, я с бейджем участницы джазового фестиваля North Sea Jazz (Роттердам) зашла в продуктовый магазин, продавец сразу спросила: «Вы с феста? Как сыграла концерт Эсперанса Сполдинг?» (Эсперанса Сполдинг — американская джазовая певица, обладательница Гремми в номинации «Лучший новый исполнитель года» (2011). — Ред.) Представляете? А в нашей стране ее знает узкий круг профессионалов.
Однако я сама выбрала такую музыку, поэтому для многих в Украине могу оставаться непонятной.
А с другой стороны, практика online-концертов — довольно новая. В Европе тоже.
— В прошлом году в интервью «Дню» вы сказали, что зритель Джамалы будет расти вместе с ней. Растет? Я это спрашиваю потому, что в стране (умышленно или нет) ведется политика деградации...
— Действительно, деградация ощущается. Раньше мы читали книги, теперь — цитаты в Facebook. Раньше слушали музыку альбомами, теперь — просто в IPad загружаем треки, которые нам предлагает Google или мобильный оператор.
Однако несмотря ни на что слушатель, которого я обрела, растет вместе со мной. И вообще число моих слушателей растет. Возможно, потому, что не изменяю себе. Иду собственным путем. А верность притягивает.
Конечно, хочется, чтобы музыка, которую создаю, становилась более популярной, в смысле — востребованной. Однако не за счет попсовости. В том, что мелодия какой-то из моих композиций может не запоминаться сразу, не нахожу ничего плохого. Есть много песен, которые запоминаются сразу, но так же и надоедают сразу. Очевидно, мою музыку нужно расслышать. Собственно, я и альбом назвала All or Nothing, потому что считаю, что в нем или понравится все, или не понравится ничего.
Кстати, в этом альбоме появились русскоязычные песни. Не потому, что хочу быть востребованной. (Хотя стремление быть востребованной — нормально). Это не желание угодить радиостанциям. Что у «Кактуса», что у «Я люблю тебя» нет такой большой ротации. До недавнего времени я вообще считала русский язык непригодным для музыки соул. Но встретила писательницу Викторию Платову, и появились композиции на русском языке.
— А когда появятся на украинском?
— Уже написала две. Одна, возможно, станет саундтреком к фильму «Поводырь».
В прошлом году в интервью «Дню», кажется, я говорила, что моя музыка формирует язык. На каком она возникает, на таком и будет.
— Кстати, Джамала, для вас характерно действовать по принципу all or nothing/все или ничего?
— Нет. Считаю, что человек должен довольствоваться малым: ежедневно быть благодарным за то, что имеет руки и ноги, что есть что кушать и во что одеться. Но не предавать свою мечту!
А одноименная песня написана в тот период, когда в отношениях с мужчиной вдруг поняла: если буду довольствоваться малым, то растворюсь в нем, потеряю себя. Вот и решила: все или ничего! Отношения для женщины всегда очень важны. По-видимому, из-за этого она часто бывает максималисткой в них.
— Во время оnline-концерта вы вспоминали, как мама советовала кокетничать, когда мужчина признается в любви, не открывая ему свои чувства. На что вы ответили, что так не сможете. То есть в отношениях вы отдаетесь полностью?
— Иногда даже слишком. В какой-то период женщина приходит к пониманию, что рядом должен быть мужчина, который станет с ней одним целым.
Эмансипация привела к тому, что мы постоянно себя формируем, строим, при этом часто переставая быть женщинами. А тогда сетуем на мужчин, мол, выродились. Нет, мужчины являются такими, какими женщины позволили им быть.
Например, мой отец содержал и содержит семью. Да, мама работала в музыкальной школе. Она всегда давала нам с сестрой на платье и колготки. (Папа не очень понимал, зачем столько платьев. Он больше думал о том, как построить дом). Нужно сказать, что мама не знала, куда ездить за картошкой, морковкой и луком. Об этом также заботился папа.
И вот я в своих 29 лет задумываюсь, а, может, я уже перетянула со свободой? Что я имею в виду. Чувствую, что уже раздражаюсь, когда нужно под кого-то подстроиться. Возможно, из-за того, что довольно длительное время видела, как подруги, выйдя замуж, растворялись в браке. Поэтому думаю: неужели правильно делали, когда девушку в 16 лет отдавали замуж? Она не знала, на что идет, то и не страшно было (Смеется).
В действительности идти навстречу — значит идти на компромиссы, а не на жертвы. Ну, какие там жертвы, когда любишь? И я готова!
РОССИЯНЕ ПРИЗНАЮТ, ЧТО НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ ГОЛОСА — УКРАИНСКИЕ
— Вернемся к разговору о музыке. В архиве расписания ваших выступлений за прошлый и позапрошлый годы: Россия, Казахстан, Греция, Италия, Великобритания. Лично меня радует любая экспансия украинских музыкантов — то ли на Запад, то ли на Восток. А для вас какое направление приоритетнее?
— Не знаю всю Россию. Даже отдельно говорила бы о Санкт-Петербурге и Москве, которые для меня разные как две страны. Петербуржцы очень гостеприимны. Они искренне любят украинскую музыку: говорят об «Океане Ельзи», «Бумбоксе», Иване Дорне, Джамале... К слову, там на моем сольном концерте был аншлаг. Также поразило то, как зрители брали автографы — они стали в очередь.
Относительно москвичей, то из них только процентов пятнадцать слушают хорошую музыку: посещают филармонию, оперные театры, джазовые клубы. Обычно они — интеллигентные, толерантные, не шовинисты (от них не услышишь выкриков вроде: «О эта Окрайна!..» А в целом, когда приезжаешь с выступлениями в Россию, политика витает в воздухе. «На вашем рынке тесно, поэтому вы едете сюда» — это не звучит вслух, но часто имеется в виду. Хотя при этом русские признают, что на постсоветском пространстве наилучшие голоса — украинские.
Очевидно, хотела бы завоевать сердца тех 15% москвичей, но я специально ничего для этого не делаю: не иду на поклон к Алле Пугачевой и Игорю Крутому, что нужно делать. Просто когда поступают предложения выступить, приезжаю.
Конечно, меня интересует Европа. Особенно Британия. Между прочим, в прошлом году один из номеров известного азиатского журнала в Великобритании AGI London вышел со мной на обложке. Перед тем, как раз в разгар Олимпийских игр, я выступала в лондонском Bosco Club. Хоть заведение считалось одним из спонсоров сборной России, меня представили как украинскую певицу. К тому же среди публики были не только россияне, но и британцы.
В Голландии появился мой фан-клуб. Его создали эмигранты с Украины, «присадив» на Джамалу местных. Они уже готовы меня пригласить в Роттердам с концертом. Понятно, хотелось бы, чтобы моих слушателей становилось все больше в разных странах.
Сомнения — один из наибольших врагов человека. Не сомневаться, а идти дальше — помогает вера в Бога. Да и в целом Он мне во всем помогает. Кем бы была без Него?.. Правду говоря, сторонюсь людей, которые не верят — у Христа, Бога Авраама, Исаака и Якова, Аллаха... Среди моих друзей есть христиане, иудеи и, понятно, мусульмане. Часто говорим на тему Всевышнего. Даже нравится сравнивать то, что написано в Библии, Торе и Коране. Конечно, каждый остается при своем мнении, что очень важно.
Я удивлена, почему у нас так мало вспоминают о Боге. Когда в украинской музыкальной среде говоришь что-то такое: «Слава Богу, выходит мой альбом», — тебя считают чуть ли не сектанткой.
Как-то встретилось интервью с голливудскими актерами. И была поражена тем, что почти каждый говорил о вере, «пересыпая» свой разговор словами Thanks God!
— Джамала, вы принимали участие в документальном фильме о Квитке Цисык, которое вскоре выйдет на экран. Что для вас значит ее творчество?
— Квитка Цисык сделала столько для Украины, как немногие. К ее альбому Two Colors еще долго будут возвращаться. Он записан на очень высоком уровне — при участии музыкантов симфонического оркестра, профессиональных аранжировщиков... Кстати, Квитка потратила собственных $200 000 на него. Я ее понимаю — она этим жила.
Где-то там, в далекой Америке, певица чувствовала себя украинкой. Слушая Two Colors, это особенно становится понятным.
Знаете, я даже хотела основать фестиваль имени Квитки Цисык: один день звучал бы фольк, второй — джаз, который та очень любила, а третий — опера, например. Какое было мое разочарование, когда большинство людей, которым я рассказывала о своей идее, спрашивали: «А кто это?».
Я мечтаю, чтобы украинская музыка была интегрирована в мировую, а не считалась музыкой стран третьего мира. Мне понравилось, как в одном интервью Квитка сказала: «Я сделала новую пластинку «Два кольори». До этого я не обращала внимания, что плита (имеется в виду — пластинка) звучит как что-то монументальное. Те ее слова стали пророческими.