...Это имя одной из самых печальных оперных героинь. Вот уже несколько лет прекрасная музыка оперы «Богема» не звучала в столице, поэтому Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества избрал ее для постановки под занавес сезона. То, как город соскучился по «Богеме», показал зрительский аншлаг и шквал оваций.
Сюжетной основой оперы «Богема» послужил нашумевший в свое время роман Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Либреттисты Д. Джакоза и Л. Иллика при непосредственном участии Джакомо Пуччини превратили большое литературное произведение в самостоятельный маленький шедевр, на который легла музыка, не оставляющая к себе равнодушных, как не был равнодушен к судьбе своих героев сам автор. Здесь повествуется о трудной, полуголодной, но веселой жизни четырех друзей — поэта, художника, музыканта и студента-философа. Их роднит бескорыстие и взаимовыручка. Стоит кому-то разжиться деньгами, как они тут же тратятся в Латинском квартале, этом кипящем средоточии парижской богемы, со всеми его соблазнами и беззаботностью, ощущением праздника и нехитрыми развлечениями, легким флиртом и жестокой ревностью. Художник Марсель влюблен в ветреную красотку Мюзетту, они вечно ссорятся, но, кажется, лишь для того, чтобы бурно и радостно примириться. В жизнь же поэта Рудольфа любовь ворвалась, стоило ему лишь открыть дверь случайной гостье, вышивальщице Мими, зашедшей попросить огня для свечи. О, эта любовь с первого взгляда! Самая непостижимая и безрассудная вещь на свете, начисто лишенная резонов и не знающая преград, в одно мгновение погружающая в состояние абсолютного счастья. Но смертельная болезнь Мими разлучает героев...
Пуччини, закончив оперу, писал одному из своих друзей: «Мне казалось, что я утратил свое родное дитя». Дописывая трагический финал своей «Богемы», он плакал как дитя. Рыдания гения, вылитые в музыку оперы, доносятся до нас сквозь толщу времени. В 1896 в Турине в театре «Дель Реджио» опера впервые прозвучала со сцены, чтобы с тех пор триумфально пройти по всем театрам мира. Франко Дзефирелли снял один из лучших своих фильмов-опер с Мирелой Френи и Джанни Раймонди в главных ролях. В Киевской опере в течение ХХ века «Богема» ставилась неоднократно: дважды в дореволюционное время, трижды во второй половине века.
Несмотря на то, что средств у Муниципальной оперы нашлось только на концертное исполнение, тем не менее, постановщики подошли к вопросу творчески, и получился полноценный спектакль в камерном варианте. Поскольку от сценографического оформления пришлось отказаться, была поставлена задача заполнить пустое пространство сцены. Режиссер спектакля Виталий Пальчиков принял решение оркестр посадить в глубине сцены, периодически вступающий в действие хор (хормейстер Анжела Масленникова) — за оркестром, а собственно действие главных персонажей происходит на достаточно узкой полоске авансцены и в... опустевшей оркестровой яме! Действие-то начинается в мансарде, там над крышами Парижа зарождается печальная история, конкурирующая с повестью о Ромео и Джульетте. Из ямы, как будто с нижних этажей поднимается за квартплатой Бенуа (Роман Смоляр), тем же путем появляется в поисках огня для погасшей свечи вышивальщица Мими. Туда же спускаются герои, направляясь в Латинский квартал. Оттуда же звучат закулисные реплики героев. Эффект потрясающий!
Оркестр по большей части спрятан за тюлем и визуально не отвлекает от солистов, но в оправданные моменты игрой света превращается в коллективный персонаж или живой фон для действия. Такой сценографический эффект блестяще работает в сцене Латинского квартала, где толкутся толпы народу, в кабачке «Момю», где музыканты за индивидуально освещенными пультами сморятся как посетители за многочисленными столиками, освещенными свечами, а дирижер — как метрдотель.
Единственной собственно декорацией, придуманной художником Людмилой Нагорной, служат три оконных рамы, подвешенные на штанкете. В первой и последней картинах, наклоненные под углом к зрителю, они служат окнами мансарды. В сцене заставы на околице Парижа отделяют промозглую улицу от набитого народом кабаре, где выясняют отношения герои — вечно ссорящиеся и мирящиеся Марсель с Мюзеттой и расстающиеся «до весны» Рудольф с Мими. В замечательном по силе драматического воздействия квартете смутно колышущаяся в полумраке фигура дирижера в центральном оконном проеме как будто разделяет на два плана пары в оконницах по обе руки от него, давая им возможность без помех расставить точки над і в их отношениях.
Несколько предметов мебели и нехитрый реквизит довершают «обстановку». Благо, богемная нищета героев по сути повествования играет на руку постановщикам. Костюмы их и современны и безвременны, с лаконичными тиражированными деталями, намекающими на сферу богемной деятельности отдельных персонажей: шарф, берет, шляпа, плащ...
Молодость, со всем ее обаянием и порывистостью, страстью и безрассудностью, — незримое сквозное действующее лицо оперы. Молоды и исполнители, блестяще справившиеся и с вокальной стороной, и с трудной задачей минимумом средств дать максимум действия: Дарья Литовченко (Мими), Дмитрий Фощанка (Рудольф), Наталия Пелих (Мюзетта), Сергей Макиенко (Марсель), Алексей Жмуденко (Шонар), Александр Хорламов (Коллен), Вячеслав Стрелков (Альциндор).
Дирижер-постановщик спектакля Сергей Голубничий к поставленной задаче отнесся серьезно, ведь необходимо было не просто поменять дислокацию оркестра, но и учесть все акустические и ритмические проблемы, возникающие, когда стоишь спиной к исполнителям, когда звуки идут из непривычных уху пространств. Проблему синхронизации исполнения решил незаметный глазу зрителя монитор на месте дирижера в яме, ну а визуальный контакт для профессионалов при надлежащей репетиционной подготовке сводится к минимуму. А когда на помощь певцам приходит балетмейстер (Сергей Кон), чтобы их пластика на сцене была раскованной и непринужденной, тогда и «концертное исполнение» превращается в полноценный спектакль.