Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Его прощальный поклон

14 июля, 1999 - 00:00

Среди голливудских кинематографистов украинского происхождения Эдвард Дмитрик — одна из наиболее ярких фигур. За свою карьеру в кино он создал 57 фильмов. Хотя расцвет творчества режиссера приходится на 40- 50-е годы, два с половиной десятка его лент неизменно входят в важнейшие современные киносправочники. Различные авторы излагают биографию Дмитрика подчас с диаметрально противоположных точек зрения. Корень противоречий в их суждениях — в 40-х годах, в событиях периода расследований антиамериканской деятельности в Голливуде.

Эдвард Дмитрик родился 4 сентября 1908 года в канадском городке Гранд Форкс в семье украинских эмигрантов. Когда ему было два года, родители решили побывать в Украине. И в 1910- 1911 годах Дмитрики жили в селе Бурякивка на Тернопольщине. У Эдварда остались смутные, но очень теплые воспоминания об этом времени. Вновь уехав в Канаду, семья надеялась вернуться в Украину уже навсегда. Начало Первой мировой войны изменило эти планы. Дмитрики поселились в Америке. Потеряв мать еще ребенком, Эдвард очень рано ушел из дома и уже с 14 лет начал самостоятельную жизнь. Однажды он признался: «Я всегда чувствовал, что украинская кровь делает меня неуязвимым ко всем испытаниям».

В 1923 г. Дмитрик устроился рассыльным на киностудии «Парамаунт» (достаточно традиционное начало кинокарьеры в Голлвиуде, через 30 лет с этого же занятия начался путь к славе Джека Николсона). «Парамаунт» сыграл очень важную роль в биографии Дмитрика, послужив ему отличной школой профессии. Здесь он прошел все этапы кинопроизводства — от ассистента монтажера до режиссера-постановщика. В 1935-40 он успешно подвизался в качестве постановщика лент группы «Б», из которых заслуживает упоминания триллер «Приказы дьявола», поскольку в роли ученого-электронщика, пытающегося общаться с потусторонним миром здесь снялся прославленный монстр американского экрана Борис Карлофф.

Качественно новый этап в творчестве Дмитрика начался с его приходом на киностудию РКО, где он за пять лет создал десять картин, половина из которых вошла в классику голливудского кино. На РКО он поставил психологическую драму «Дети Гитлера», исследующую процесс формирования нацистских ценностей у немецкой молодежи. Дмитрик уже четко сформулировал свою идею режиссуры, ставшую формулой коммерческого успеха: «Надо собрать хорошую съемочную группу, хороший актерский состав — и дать им работать». Кроме того, он всегда придавал большое значение крепкому сценарию. Дмитрик прежде всего работал для зрителя, стремился привлечь и удержать его интерес: «Фильмы, хорошие или плохие, я делаю куда больше для народа, чем для элиты (хотя надеюсь, что я никогда не оскорбил вкуса интеллектуалов)».

Для РКО Дмитрик снял блестящий детектив по Реймонду Чандлеру «Убийство, моя милочка/Прощай, дорогая», и первый американский фильм изобличающий антисемитизм «Перекрестный огонь», выдвигавшийся на «Оскар» по нескольким номинациям. В его фильмах этого периода играли звезды первой величины: Роберт Митчум, Дик Пауэлл, Тревор Хоуард, Роберт Райан. Каким бы плодотворным ни было сотрудничество Дмитрика с РКО, кинокомпания без колебаний предала его, как только он попал под подозрение в ходе расследований антиамериканской деятельности в 1947 году. Режиссер попал в «Голливудскую десятку», ставшую жертвой первой волны «чистки» кинематографических сил от коммунистических идей. Эдвард Дмитрик, поступивший в коммунистическую партию в 1945, но ко времени расследования уже вышедший из нее, отказался дать показания о своих коллегах и был приговорен к шестимесячному заключению. Его, как и всю «десятку», уволили со студии, не выплатив причитавшегося жалования. Один из пунктов обвинения гласил, что «Перекрестный огонь» вдохновлен вражеской идеологией и подрывает основы американской морали.

С репутацией «неблагонадежного» режиссер был обречен прозябать без работы. В 1948 он уехал в Великобританию. Здесь Дмитрик поставил три картины. Одна из них, «Даждь нам днесь», была посвящена сложной судьбе итальянских иммигрантов в США и вынужденному предательству молодого каменщика, ставшего штрейкбрехером, чтобы выжить.

Сам режиссер тоже превыше всего ценил возможность работы. В 1951 году он вернулся в США и дал показания Комитету по расследованию, назвав 26 имен — и вновь смог снимать кино. Этого ему не могли простить все последующие годы, как и Элии Казану, которому в прошлом году во время вручения «Оскара» за кинокарьеру многие выказали глубокую неприязнь, демонстративно сцепив руки, когда полагалось бы аплодировать.

Трудно сегодня оценивать дела 50-летней давности. Может быть, слишком высока была цена за возможность поставить три десятка фильмов. Но ценность самих фильмов это нисколько не снижает. Они живут своей жизнью, завоевывая сердца все новых поколений. В отличие от Казана, Дмитрик так и не удостоился «Оскара» за свой вклад в мировое кино, но один из его фильмов, «Сломанное копье», был отмечен премией Киноакадемии за сценарий. В последующие годы Дмитрик поставил ряд лент, принадлежащих классике голливудского кино: «Фокусник». «Конец дела», «Наемник», «Гора», «Страна дождевых деревьев» и, конечно же, «Молодые львы». Он работал с Керком Дугласом, Хемфри Богартом, Хосе Феррером, Спенсером Трейси, Ричардом Уидмарком, Деборой Керр, Питером Кашингом, Кларком Гейблом, Родом Тейлором, Монтгомери Клифтом, Элизабет Тейлор, Джейн Фондой и Марлоном Брандо.

Когда у дирекции Киевского международного кинофестиваля «Молодость» родилась идея показать ретроспективу фильмов Эдварда Дмитрика, он отнесся к предложению с интересом, но без большого доверия. Режиссер всегда мечтал побывать в Украине, но не решался, так как долгое время полагал, что приезд на родину предков может стать причиной новых трудностей в Голливуде. Работа над подготовкой ретроспективы началась в 1996 году и продолжалась два года. Дмитрик писал: «Иногда 89- летний возраст диктует свои условия. Может быть, это самое печальное письмо, которое я когда- либо писал. После состоявшейся около двух лет тому операции на позвоночнике, я страдаю сердечными приступами, которые значительно ухудшили мое физическое состояние, но я надеялся и пытался себя убедить, что со временем мое состояние улучшится. К сожалению, этого не случилось».

Режиссер назвал фильмы, которые бы предпочел показать в Украине. Его пожелания легли в основу ретроспективы, включившей семь лент. В 1998 году на «Молодости» были показаны «Молодые львы», «Мятеж на «Каине», «Убийство, моя милая», «Перекрестный огонь», «Сломанное копье», «Страна дождевых деревьев», «Гора». Через посла США в Украине Дмитрику был передан почетный приз за вклад в развитие мирового киноискусства, прекрасная современная украинская икона. Потрясенный режиссер писал дирекции фестиваля: «Вчера был самый печальный и самый счастливый день для меня. Печальный, потому что мне пришлось пропустить то, что могло стать важнейшим событием в моей жизни; счастливый, потому что вы даже в мое отсутствие почтили меня — и за это моя глубочайшая признательность. Моя супруга Джин шлет вам свои самые искренние пожелания».

Людмила НОВИКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ