Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Екатерина Ханюкова: «Искусство нуждается в свежих идеях»

Триумфально выступила в нашей столице экс-киевлянка, ныне солистка English National Ballet
12 июня, 2015 - 12:37
ДЛЯ СВОЕГО БЕНЕФИСА БАЛЕРИНА ВЫБРАЛА РОЛЬ ИСКРОМЕТНОЙ И ВЕСЕЛОЙ КИТРИ В «ДОН КИХОТЕ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Год назад выпорхнула из родного «гнезда» (Национальной оперы Украины) балерина Екатерина Ханюкова, чтобы вернуться и напомнить о себе уже в качестве солистки Английского национального балета, выбрав одну из самых ярких партий своего репертуара — искрометную и веселую Китри в «Дон Кихоте», в которой ее успели полюбить киевские ценители балета, пока она была его солисткой.

Сцена для танцовщика — это абсолют, как горная вершина для альпиниста, холст для художника, палуба для моряка. Кстати, с кораблем сравнение не только лирическое, но и буквальное: покрытие профессиональной балетной сцены делается из так называемого палубного бруса, специфика которого помогает артисту балета «мягко» приземляться после прыжка, амортизируя удары многострадальных ножек о пол, а также дает дополнительный импульс танцевальной «полетности» при отталкивании. Сценой начинают овладевать с детства, и для большинства, то есть для кордебалета, она остается «рабочим местом». Тем, кто бросает более амбициозный вызов сцене, она отвечает встречными вызовами, требуя стопроцентной отдачи — таланта и работы. Успех и удача для балетного артиста — это только еще больший труд в течение всей жизни. «Почивать на лаврах» здесь не проходит. Сцена может из триумфальной площади превратиться в эшафот.

Полтора часа ежедневного «класса» и шесть с половиной часов репетиций — таковы условия контракта с солисткой Екатериной Ханюковой в Английском национальном балете. За пять предыдущих лет работы в балетной труппе Национальной оперы Украины она перетанцевала всю классику. Путь от Редисочки до Джульетты через «Щелкунчик» и «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Жизель», «Дон Кихот» и «Корсар» привел нашу Ханюкову к осознанию, что ей этого все же мало: мировые тенденции развития современной хореографии манят многих танцовщиков попробовать себя в модерне и контемпе. Киевская балетная сцена, ориентированная преимущественно на классику, такой возможности почти не предоставляет. Поэтому предложение стать солисткой Английского национального балета Екатерина восприняла как шанс узнать о себе что-то новое, не порывая окончательно с классикой, и не ошиблась. Соотношение классики к современной хореографии в этом уважаемом коллективе, созданном в1949 году, где-то 70% на 30%. То есть в репертуаре Екатерины остается достаточно привычных партий, параллельно с которыми идет работа над образами, созданными фантазией самых известных мастеров современного танца, неоклассики, «метабалета». А это и столпы Джон Ноймайер, Иржи Килиан, Матс Эк, Уильям Форсайт, и радикально отличающиеся друг от друга пластичные интерпретаторы Акрам Хан, Рассел Малифант, Лиам Скарлетт. Именно эта троица на заказ Тамары Рохо, руководителя труппы АНБ, создала триптих Lest we forget («Не забудем»). Международный тур этого проекта, в котором принимала участие и наша балерина, проходил в течение всего 2014 года к 100-летию начала Первой Мировой войны.

— Это три одноактных спектакля, размышления трех разных художников на тему войны, — рассказала «Дню» Е. ХАНЮКОВА. — Я работала в постановке молодого, но уже признанного и очень перспективного хореографа Лиама Скарлетта. Номер под фортепианную музыку Листа назывался No Man’s Land («Ничья земля»), и героями его являются мужчины на войне и женщины, которые их ждут дома. Согласитесь, для меня, в чьей стране разгоралось пламя войны, это было актуально как ни для кого другого. Благодаря таланту постановщики для создания драматизма почти не пользуются натуралистическими эффектами, вызывая потрясение пластичными контрастами настроений и эмоций. Малифант создал гипнотический, «ужасно эффектный», как о нем написали, Second Breath («Второе дыхание»), а Хан представил признанный в 2014 году критикой лучшим произведением в стиле модерн балет Dust («Пыль»).

— Ревю этого проекта стартовало именно тогда, когда вы только приехали в Лондон. Это же совсем другая пластика, требующая перенастройки всех мышц. Как с этим справились?

— Балетный век достаточно короткий. Еще немного, и было бы поздно браться за такую работу. А теперь я в оптимальном состоянии. Полученный сценический опыт солистки балета Национальной оперы Украины, многочисленных конкурсов, через которые успешно прошла, дают мне необходимую раскованность в плане классического репертуара, а условия, созданные для работы в АНБ, открывают пространство и все возможности для нового, не отвлекают от достижения оптимального результата. Мне хватило двух месяцев, чтобы полностью войти в систему работы труппы, а это не так легко, учитывая еще и то, что меня взяли посреди сезона, чего раньше никогда не происходило. Первые выступления состоялись не в Лондоне, а в гастрольных поездках. В Мадриде я танцевала в «Корсаре», в Манчестере — в «Коппелии». Только в конце года, в серии рождественских «Щелкунчиков» показалась столичной английской публике. Труппа много гастролирует, своей сцены у нее нет, график выступлений очень насыщенный. В Киев я приехала после тура Китай — Сингапур — Лондон — Мадрид.

— Как же вам удалось выкроить время на Киев?

— Мне очень хотелось сделать сюрприз своей семье, особенно маме. А возможность станцевать в «Дон Кихоте» счастливо совпала с ее днем рождения. О моем выступлении в Киеве родные узнали из афиш, бабушка ходила по городу и водила своих подружек смотреть рекламу любимой внучки. Только ради этого стоило ехать! В Лондоне, несмотря на плотный график и достаточно жесткие условия контракта, меня поддержала госпожа Рохо, предоставив короткий отпуск за свой счет. В Киеве на мое предложение выступить на родной сцене приязненно отозвался генеральный директор, Петр Яковлевич Чуприна. Мой давний партнер Виктор Ищук искренне обрадовался возможности снова вместе станцевать в любимом спектакле. Мечты сбываются, если сильно хотеть и все для этого делать.

— Украина выбрала европейский вектор развития. Об отличиях репертуарной политики западных и наших театров много спорят. У вас есть возможность для сравнения...

— Это достаточно индивидуально, в зависимости от физических возможностей, от работоспособности. Существование репертуарных театров, базирующихся на соответствующем учебном процессе, традициях, обычаях меломанов, системе освещения событий, в конечном итоге вкусах и материальных возможностях рядовой публики, — абсолютно оправдано. Проверенные временем постановки, которые не теряют своего зрителя годами и десятилетиями, — такие шедевры, как «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», — дают возможность оценить не только разные составы исполнителей в течение сезона, но и разных поколений в ретроспективе. Но как все время не питаются консервами, так и искусство нуждается в развитии, обновлении и свежих идеях. Мне кажется, что стоит предлагать публике новые имена в хореографии, знакомить с современными тенденциями, расширять репертуар за счет новых пластических идей. Копировать Запад, конечно же, не нужно, но и отказываться от приобретений и поисков нельзя. Это интересно балетной молодежи, это может сформировать новую публику, это просто необходимо для развития балета как такового. Когда я получаю чрезвычайное удовольствие от работы в современных постановках талантливых хореографов, когда вижу, какую реакцию вызывают они у зрителя, начинаю мечтать о том, чтобы это было доступно и ценителям балета в моей родной стране, родном Киеве. У нас прекрасная труппа, такая перспективная молодежь, такие замечательные педагоги, которые справятся с любой задачей, и это уже не раз убедительно доказывали такие постановки, как «Мастер и Маргарита», «Грек Зорба». Стоит продолжать пробовать. И я буду счастлива, если моя мечта осуществится. Возможно, довольно скоро...

СПРАВКА «Дня»

► Екатерина Ханюкова родилась 4   июля 1989 г. в Киеве. Окончила Киевское хореографическое училище в 2007 г. С того времени по 2014 г. — солистка балета Национальной оперы Украины. (педагоги Л. Ятченко, Т. Белецкая, А. Лагода).

► Лауреат международных конкурсов — им. Сержа Лифаря (Киев, 2003 г., ІІ премия; 2005 г. І премия); им. Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (Россия, Сочи, 2007, ІІ премия), IV Международного конкурса артистов балета (2011, Сеул, Южная Корея, І премия), III конкурса артистов балета в Стамбуле (Турция, 2012, І премия и Золотая медаль. В 2012 г. стала лауреатом Общенациональной программы «Человек года — 2011» за вклад в  укрепление позитивного международного имиджа Украины в номинации «Деятель искусств».

► С 2014 г. является солисткой Английского национального балета (English National Ballet).

► В 2015 г. стала финалистом ежегодного конкурса Emerging Dancer Английского национального балета.

► В репертуаре балерины партии: Клара, Одетта-Одиллия, Аврора («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. Чайковского), Джульетта, Золушка («Ромео и Джульетта», «Золушка» С. Прокофьева), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Медора, Гюльнара («Корсар» А. Адана), Жизель в одноименном балете А. Адана, Белоснежка («Белоснежка и семеро гномов» Б. Павловского), Редисочка («Чиполлино» К. Хачатуряна) и др.

► Гастролировала в Германии, Дании, Швейцарии, Италии, Франции, Японии США, Китае, Корее, Колумбии, Индом, Чехии, Аргентине, Мексике, Финляндии, Гонконге и др.

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ